10.07.2025 09:44
Аналитика.
Просмотров всего: 3483; сегодня: 1.

Где в Москве посмотреть шедевры деревянного зодчества

Где в Москве посмотреть шедевры деревянного зодчества

Единственный в Москве музей деревянного зодчества находится в музее-заповеднике «Коломенское». Здесь собраны старинные постройки — от сибирской крепостной башни до уютной медоварни из подмосковного села Преображенского. Эти бревна обрабатывали топоры плотников XVII века, и почти каждый сруб пережил путешествие в сотни километров, чтобы мы узнали его историю. 

Новый дом для деревянного зодчества

В «Коломенском», на берегу небольшой живописной реки Жужи, притока Москвы-реки, среди сиреневых и яблоневых садов находится необычный музей под открытым небом. Здесь пять деревянных построек: медоварня, Моховая башня Сумского острога, Проездная башня Николо-Корельского монастыря, башня Братского острога, церковь Святого Великомученика Георгия Победоносца.

Большую часть масштабных экспонатов привез с Русского Севера основатель первого музея в Коломенском Петр Барановский, архитектор и реставратор, который сберег от забвения и разрушения многие памятники. Очень трепетно он относился и к церковным святыням — в годы религиозных гонений защищал, реставрировал и спасал иконы и храмы. В начале 1930-х годов было не до музеев и сохранения наследия деревянного зодчества: страна стала на путь индустриализации, оправляясь от последствий Гражданской войны. Но Петр Барановский понимал: такие постройки из-за своей уязвимости (пожары, обветшание, переселение людей из деревень в города) не переживут сложные времена — их надо спасать сейчас. Из разных частей России он перевез в «Коломенское» ценные памятники деревянной архитектуры.  

Медоварня из Преображенского: первое спасение

Первый экспонат музея появился здесь в 1927 году. Нашли его не на Русском Севере, а совсем рядом: это хозяйственная постройка — медоварня из села Преображенского (XVIII век). Петр Барановский вывез ее — и этим спас.

Ольга Полякова, главный хранитель музея-заповедника «Коломенское — Измайлово»: «Она совершенно потрясает своей подлинностью, огромными бревнами, сделанными из лиственницы. Ее фактура, теплый желтый цвет — это замечательно!»

Бревна медоварни в диаметре достигают 75 сантиметров. Петр Барановский считал, что они из разобранного Преображенского дворца XVII века. 

Страж Севера: три века спустя Моховая башня снова на посту

Среди спасенных Петром Барановским сокровищ Русского Севера Моховая башня Сумского острога занимает особое место — это самое крупное оборонительное сооружение в Северо-Западной Руси, как подчеркивает Ольга Полякова. Привезенные в 1930-х годах из Карелии бревна несколько десятилетий были укрыты в подклете Казанской церкви (храма Казанской Иконы Божией Матери). «Я хорошо помню: идешь по Государеву двору, а под арками галереи лежат эти огромные бревна — музей их сохранял!» — говорит главный хранитель. Лишь когда на берегу Жужи вырос музей деревянного зодчества, башню собрали, сохранив подлинные элементы XVII века. Теперь этот исполинский памятник, некогда защищавший Сумской посад, поражает посетителей мощью древнерусской фортификации.  

В башню можно зайти. Новая экспозиция в Моховой башне, открывшаяся в 2025 году, — многослойное путешествие во времени: от Сумского острога XVII века и стрелецкого быта до современных интерпретаций северной культуры. На первом этаже в течение всего теплого сезона этого года проходит выставка «Северный ветер», на которой представлены арт-объекты «Мастерской ТАФ» (Театр архитектурной формы). Художники создали свои работы под впечатлением экспедиций в деревне Каргопольского района Архангельской области.

«Художники приезжают туда летом, у них там есть арт-резиденция в северной деревне Ошевенск. Старые заброшенные здания они восстанавливают, используют их для театральных представлений, проведения мастер-классов. То, что осталось от постройки, — обрезки бревен старинных домов, они преобразуют, и получаются интересные арт-объекты», — объясняет Наталья Чернова, куратор экспозиции Моховой башни. 

Башня становится мостом между эпохами, где XXI век отвечает XVII столетию на языке творчества. 

Башня, Дед Мороз и «Андрей Рублев»

Самая кинематографичная постройка музея — проездная башня Николо-Корельского монастыря (XVII век). Ольга Полякова называет ее кинозвездой — здесь снимали «Андрея Рублева» Тарковского, а также фильмы «Тени исчезают в полдень», «Руслан и Людмила», «Россия молодая». 

А в 1970-х появлялся… Дед Мороз. «На Новый год из башни выходил наш молодой реставратор Михаил Миндлин — сейчас директор Музея имени Андрея Рублева. Дети кричали: “Дедушка Мороз, выйди к нам!” А он так волновался, что не сразу спускался по деревянному взвозу», — смеется Ольга Полякова. 

Башню привез в 1933 году Петр Барановский. Единственная сохранившаяся деревянная постройка Николо-Корельского монастыря — бесценный экспонат. Обитель упоминается еще в летописи 1419 года, и до строительства Архангельска это был главный русский порт на Белом море. Петр Дмитриевич нашел башню в экспедиции. В музей она попала в разобранном виде, путешествуя в том числе в виде плота. Это была очередная операция по спасению памятников деревянного зодчества. Бюджет и возможности у Петра Дмитриевича были, мягко говоря, ограничены, и приходилось проявлять находчивость и смекалку, чтобы перевезти масштабные экспонаты.

«Он привозил их буквально в виде плотов, сплавляя по северным рекам, а затем на подводах с лошадьми, — рассказывает Наталия Горькова, заместитель директора музея-заповедника. — Это была огромная работа и человеческий подвиг». Сегодня посетители экспозиции в Моховой башне могут увидеть воспроизведенный дневник тех экспедиций, где скрупулезно зафиксированы детали — от разбора срубов до их транспортировки. 

Башня Братского острога: сибирский богатырь на московской земле

Когда в конце 1950-х годов строительство Братской ГЭС грозило уничтожить памятники сибирского зодчества, московские реставраторы спасли северо-западную башню Братского острога XVII века. «Экспедиция вывезла памятник и привезла сюда, в “Коломенское”, — рассказывает Ольга Полякова. — Здесь его собрали заново».  

Сибирские коллеги воссоздали другую башню этого оборонительного комплекса (Юго-Западную) на новом месте — в музее «Ангарская деревня» в Иркутской области. Для ее воспроизведения сотрудники «Коломенского» передали чертежи «московской» башни Братского острога. Но подлинная осталась на берегу реки Жужи, где вписалась в ландшафт и обрела новый дом.  

Церковь, которую некому было сохранить

Один из самых драматичных экспонатов — церковь Святого Георгия (1685 год). Ее привезли из глухих лесов Архангельской области в начале 2000-х годов, потому что в ее родном селе не осталось людей.

«Передать было некому — жителей не осталось. И музей-заповедник оказался спасением для разрушающейся церкви», — объясняет Ольга Полякова. Чтобы перевезти постройку в музей, пришлось искать хоть кого-то, кто подпишет документы о передаче. Таким человеком оказался председатель ближайшего сельсовета, который не только оформил передачу, но и приехал на открытие памятника в «Коломенском» вместе со своими землячками. «Они северные песни пели, хороводы стали водить. Это было прекрасно!» — вспоминает Ольга Полякова. 

Церковь, которая считалась памятником XIX столетия, преподнесла сюрприз. Когда реставраторы сняли позднюю деревянную обшивку, под ней открылись подлинные бревна XVII века. Реставраторы столкнулись с непростой задачей: как сохранить древнюю древесину, не заменяя ее целиком? «Ведь есть соблазн: раз бревно старое, то давайте его уберем, а поставим хорошее, крепкое, новое, — говорит хранитель. — Нет, реставратор сохраняет старую древесину, укрепляет ее, антисептирует». Утраченные фрагменты аккуратно врезали в старые бревна, и сегодня эту «дорезку» можно рассмотреть в деталях — как диалог эпох. 

Перевезти нельзя оставить

Перевозка и сборка такого памятника — сложная задача для реставраторов и плотников. Сначала бревна аккуратно раскладывали на специальном настиле, изучали, затем собирали, как гигантский конструктор. «Когда в древности мастера собирали сруб, они делали на бревнах зарубки, — объясняет Ольга Полякова. — Одна зарубка — первый венец, две — второй и так далее. Реставраторы раскатывали эти бревна и понимали, какое за каким идет».

Фундамент церкви и других деревянных строений музея выложен из камней и кирпичной крошки, но между ним и нижним венцом проложен не современный гидроизоляционный материал, а… береста. «Никаких современных материалов не использовали. Сохраняли старые технологии», — отмечает Ольга Полякова. 

История церкви Святого Великомученика Георгия Победоносца ставит точку, а вернее — запятую в вопросе перемещения в музеи некоторых деревянных памятников архитектуры: перевезти, нельзя оставить. Некому заботиться, некому обеспечить безопасность, и попросту невозможно осмотреть экспонат в таком месте. Для деревянной церкви это была бы верная гибель.

«Русское северное зодчество — особая ценность и в истории русской архитектуры, и в понимании русского национального характера, — продолжает Ольга Полякова. — Вот что составляет богатство России — лес. Вот он, Русский Север, вот он, лес. И мы понимаем, что лес давал человеку все, прежде всего дом».

Деревянная архитектура уязвима: горит, ветшает, остается без хозяев в опустевших деревнях, когда люди переезжают в города. Музей деревянного зодчества в «Коломенском» — это история спасения, сохранения и доступности уникальных памятников. 

Изображение (фото): Пресс-служба музея-заповедника «Коломенское — Измайлово»


Исторические события:


Где в Москве посмотреть шедевры деревянного зодчества

Хозяйственная постройка из села Преображенского (медоварня), конец XVII в. Музей-заповедник «Коломенское». Москва, 1981 год
Хозяйственная постройка из села Преображенского (медоварня), конец XVII в. Музей-заповедник «Коломенское». Москва, 1981 год

Хозяйственная постройка (медоварня). Музей-заповедник «Коломенское». Фото Д. Белоуса. Москва, 1970-е годы
Хозяйственная постройка (медоварня). Музей-заповедник «Коломенское». Фото Д. Белоуса. Москва, 1970-е годы

Хозяйственное строение из села Преображенского (медоварня). XVII век. Музей-заповедник «Коломенское». Фото И. Барщевского. Москва, 1937 год
Хозяйственное строение из села Преображенского (медоварня). XVII век. Музей-заповедник «Коломенское». Фото И. Барщевского. Москва, 1937 год

озяйственная постройка из села Преображенского (медоварня), конец XVII в. Музей-заповедник «Коломенское». Москва, 1981 год
озяйственная постройка из села Преображенского (медоварня), конец XVII в. Музей-заповедник «Коломенское». Москва, 1981 год

Где в Москве посмотреть шедевры деревянного зодчества

Где в Москве посмотреть шедевры деревянного зодчества

Где в Москве посмотреть шедевры деревянного зодчества

Где в Москве посмотреть шедевры деревянного зодчества

Где в Москве посмотреть шедевры деревянного зодчества

Где в Москве посмотреть шедевры деревянного зодчества

Где в Москве посмотреть шедевры деревянного зодчества

Где в Москве посмотреть шедевры деревянного зодчества

Где в Москве посмотреть шедевры деревянного зодчества

Где в Москве посмотреть шедевры деревянного зодчества

Где в Москве посмотреть шедевры деревянного зодчества

Где в Москве посмотреть шедевры деревянного зодчества

Где в Москве посмотреть шедевры деревянного зодчества

Где в Москве посмотреть шедевры деревянного зодчества

Перевозка разобранной башни Николо-Корельского монастыря. 1932 год
Перевозка разобранной башни Николо-Корельского монастыря. 1932 год


Ньюсмейкер: Альянс Медиа Центр — 12136 публикаций
Сайт: www.mos.ru/news/item/156479073/
Поделиться:

Интересно:

Международный Муниципальный Форум БРИКС стартовал в Санкт-Петербурге
01.11.2025 11:49 Новости
Международный Муниципальный Форум БРИКС стартовал в Санкт-Петербурге
Международный Муниципальный Форум БРИКС (ММФ БРИКС) начался в Санкт-Петербурге 29 октября. Генеральным партнером мероприятия выступает Правительство Москвы. В организации и работе мероприятия активное участие принимает Департамент внешнеэкономических и международных связей города Москвы (ДВМС) и Московский Центр Международного Сотрудничества. В ходе пленарной сессии «Стратегии развития умных городов: управление инфраструктурой» выступили руководитель ДВМС Сергей Черёмин, заместитель Министра иностранных дел России Сергей Рябков, председатель Московской городской Думы Алексей Шапошников, управляющий член совета директоров международной инвестиционной компании «Хуамин» (КНР) Ли Чжэн, Губернатор Гаваны Янет Эрнандес Перез и другие официальные лица. Они обсудили модели устойчивого развития муниципалитетов, эффективные «умные» технологии и цифровые решения, эффективные форматы обмена...
История рекламы в России
30.10.2025 19:02 Аналитика
История рекламы в России
В Средние века на Руси, чтобы привлечь покупателей, коробейники и зазывалы устраивали театрализованные представления со стихами и музыкой. О том, как на смену такой рекламе пришли газетные объявления, плакаты и телевизионные ролики - читайте в материале. Первая реклама: выкрики, прибаутки и лубки Первая реклама на Руси появилась на рубеже X и XI веков. Тогда купцы стали нанимать коробейников и зазывал, которые придумывали про товары небольшие стишки. В то же время на ярмарках были распространены выкрики и прибаутки. В них продавцы описывали товары, сообщали об их цене. Чтобы завлечь покупателей, зазывалы придумывали шутки. Выступления часто сопровождались театральными представлениями и музыкой. Возникла в это время и первая антиреклама — остроумные...
Вечный источник тока: загадка "багдадской батарейки", которой 2000 лет
29.10.2025 19:03 Новости
Вечный источник тока: загадка "багдадской батарейки", которой 2000 лет
В 1936 году недалеко от Багдада нашли странный древний артефакт. Казалось бы, обычная керамика возрастом две тысячи лет. Но когда специалисты изучили находку, ахнули: конструкция способна производить электрический ток. Могли ли древние цивилизации знать об электричестве? Или это величайшая археологическая ошибка, которую до сих пор не хотят признавать? Уникальная находка, которую никто не искал История началась в местечке Худжут-Рабу, неподалеку от древнего Ктесифона — столицы Парфянской империи. Рабочие копали траншею для железнодорожных путей и обнаружили развалины древнего поселения. Среди руин нашли необычный глиняный сосуд. Находкой заинтересовался Вильгельм Кениг — немецкий археолог, работавший в Национальном музее Ирака. Впрочем, как именно артефакт попал к нему, доподлинно не известно. Одни источники утверждают, что Кениг сам участвовал в раскопках 1936 года. Другие —...
Как родные: история обрусевших вещей
29.10.2025 13:10 Аналитика
Как родные: история обрусевших вещей
Многие изобретения древних народов сегодня были бы знакомы лишь историкам, если бы не получили второе рождение в России. Кто помнит, что предок кокошника родом из Древней Греции, а валенки пришли к нам от иранских племен, кочевавших в Центральной Азии? О самых известных русских «брендах» с нерусскими корнями - читайте в материале. Купола церквей После принятия христианства на Руси началось строительство храмов по византийскому крестово-купольному образцу. При этом древнерусские церкви не были их точной копией. Они отличались большими внутренними объемами и особой устремленностью ввысь. Византийские культовые сооружения строились из камня, а русские — в основном из дерева, хотя до наших дней сохранились именно каменные сооружения. Отличались русские храмы и количеством куполов:...
Они взяли Берлин. Через 30 лет...
27.10.2025 19:01 Аналитика
Они взяли Берлин. Через 30 лет
Шесть полных кавалеров Георгиевского креста стали Героями Советского Союза. Георгиевский крест считался самой почетной солдатской наградой в русской армии эпохи Первой мировой. Награда имела четыре степени. И счет полных кавалеров Георгиевского креста шел на тысячи. А воинов, ставших еще и Героями Советского Союза, можно пересчитать по пальцам. Иван Тюленев (1892 - 1978) Происхождение. Сын солдата. Чин, место службы. Драгун, младший унтер-офицер 5-го драгунского Каргопольского полка. Заслуги. Крест IV степени - за отличие в бою 11 сентября 1914 года, когда, "будучи в разъезде у д. Холупки-Сечки окруженным противником, прорвался через неприятельские цепи и присоединился к эскадрону, дав ценные сведения о противнике и его тыле"1. Крест III степени - за лихую разведку на реке Бзуре 15 марта 1915 года2. Крест III степени, замененный крестом II степени, - за то, что 14 июля...