24.04.2025 18:14
Аналитика.
Просмотров всего: 3706; сегодня: 31.

Древнерусское зодчество

Древнерусское зодчество

Термины «зодчество» и «архитектура» являются синонимами, но имеют разное происхождение: слово «зодчество» имеет древнерусские корни, слово «архитектура» родом из латинского языка. В общеупотребительном смысле зодчеством называют древнерусские сооружения, относящиеся к IX – XVII векам. Многие связывают появление термина «зодчество» с древнеславянским словом «зъдъ» («зда» или «здо»), означавшего глину, из которой делали кирпич.

Этапы в развитии древнерусского зодчества

Начало формирования своеобразного русского стиля в архитектуре было положено в эпоху Древней Руси. Специалист по древнерусской архитектуре П.А. Раппопорт (1913-1988) выделил три этапа в развитии зодчества на Руси в домонгольский период.

Первый этап (конец X- начало XII веков) – характеризуется возведением первых каменных построек на Руси в Киеве, Новгороде, Полоцке и Переяславле. К строительству были привлечены византийские мастера, но основой для каменного строительства стал опыт древнерусских мастеров.

Второй этап (начало XII века – 80-90 годы XII века) отмечен появлением древнерусских архитектурных школ и собственных строительных артелей. Школы отражали местные особенности древнерусского строительного искусства и требования заказчиков – князей и бояр.

На третьем этапе (конец XII – начало XIII веков) на базе разнообразных архитектурных школ начала формироваться общерусская архитектура. Во время монгольского завоевания этот процесс был замедлен, но не остановлен совсем. Дальнейший этап связан с образованием московского государства.

Что послужило основой для развития каменного строительства на Руси?

Принято считать, что возведение каменных монументальных зданий на Руси началось под влиянием византийского строительного искусства и при помощи византийских мастеров. Отрицать воздействие византийского опыта на древнерусское зодчество невозможно, но до прибытия греческих мастеров на Руси сложились свои, древнеславянские, строительные приёмы и появились профессиональные мастера, связанные с возведением зданий – градники, горододельцы, древоделы, гончары, каменосечцы, гвоздочники и многие другие. Плотницкое и строительное мастерство на Руси превратило некоторые деревянные здания в произведения искусства. Примером может служить новгородский деревянный храм Святой Софии 989 года «о тринадцати верхах». Верхи – это башни или главы, а число тринадцать символизировало Христа и его двенадцать апостолов. Чуть позже в Вышгороде был возведён рублёный храм «о пяти верхах» над могилой Бориса и Глеба.

До появления греческих мастеров на территории Руси сложились свои идеалы зодчества: вертикально вытянутые (столпообразные) культовые и жилые сооружения, идеально вписывающиеся в окружающую природу. Особенностью древнерусского зодчества раннего периода стало использование местных строительных материалов: дерева, песчаника, сланца и известняка; в северо-восточных землях широкое применение нашёл мягкий белый камень.

Византийское влияние на развитие древнерусского зодчества

Греческие мастера («мастеры от Грек») принесли на Русь свои строительные каноны, в соответствии с которыми строились первые каменные храмы. Прежде всего это касалось формы храмов, получившей название крестово-купольной. Особенностью данной архитектурной формы было сочетание квадратного или прямоугольного основания и круглого купола. Небольшие узкие окна с полукруглым верхом, расположенные в ряд по два-три окна, а также сводчатые потолки являлись ещё одной приметой византийского храмового строительства. К византийским строительным приёмам относилась и кладка стен из плинфы – плоского кирпича: каждый второй слой кладки греческие мастера слегка отодвигали, «утапливали». Заглублённый слой покрывали плотным раствором цемянки – известкового раствора с добавлением тонко измельчённой керамики или битого кирпича, что придавало раствору розоватый оттенок. Смоленские зодчие помимо керамики в раствор добавляли уголь. При таком способе кладки внешне фасад выглядел как чередование горизонтальных полос. Применялась также технология чередования кирпича и камня, ведущая к древнеримским временам.

Богатство и изящество внутреннего убранства соборов Византии, поразившие посланников князя Владимира при выборе веры на Руси, были перенесены на русскую почву. 

Примером древнерусского храма, построенного по византийским строительным нормам, является киевская Десятинная церковь. Церковь Успения Богородицы была построена по замыслу князя Владимира Святославича; Десятинной её стали называть после того, как князь распорядился направить на строительство и содержание церкви десятую часть своих доходов. Это был крестово-купольный храм с тремя нефами (внутренними пространствами) и шестью столпами, построенный техникой полосатой кладки. Размер внешнего контура храма составлял 42×34 метра. Дно фундаментов было укреплено деревянной конструкцией из лежней (брёвен), уложенных в два яруса и залитых цемяночным раствором. Греческие мастера в совершенстве владели технологией расчёта возведения системы перекрытий, основанием которых был большой подкупольный квадрат. Стены и своды храма были богато украшены мозаикой и расписаны фресками; пол покрыт мозаикой и каменными плитами, изготовленными из сланца и известняка. В летописях XII века упоминается, что церковь имела два колокола.

Трагичен конец первоначального строения Десятинной церкви: во время монгольского нашествия, когда вражеским войском была захвачена основная часть Киева, последние защитники города и оставшиеся в живых горожане укрылись в церкви, каменные стены которой монголы пытались проломить с помощью стенобитных орудий. Своды церкви рухнули и погребли под собой многочисленные жертвы.

В последующее время церковь неоднократно восстанавливалась и разрушалась; в настоящее время от неё остались только фундаменты.

Византийский опыт строительства ярко проявился в возведении собора Спаса Преображения в Чернигове (начало XI века), где строгость и простота архитектурных форм сочеталась с красотой и изысканностью внешнего декора.

Другими примерами строений, построенных приезжими греческими бригадами в X – XII веках, являются многоглавые соборы Киева, Полоцка, Чернигова: умение византийских строителей изучалось древнерусскими мастерами, переработавшими и внедрившими полученный опыт на русскую землю.

Как возводились здания в Древней Руси

Греческие мастера обогатили навыки древнерусских строителей умением проводить сложные расчёты с соблюдением системы пропорционирования. Чертежи в те времена не делались, но в проекте («сметной росписи» или «наёмной записи) определялись размеры здания, в котором должны были соблюдаться определённые пропорции. Материал для строительства подпирался с учётом местных условий: камень добывался в карьерах, обрабатывался и обжигался.

Обычно основой плана крестово-купольного храма являлся прямоугольник, разделённый с помощью четырёх столбов на девять ячеек, образующих крест. Угловые части перекрывались сводами; на востоке, на месте расположения алтаря, располагались апсиды – пониженные выступы здания, перекрытые полукуполом. В западной части храма на втором ярусе располагались хоры. Основным элементом архитектуры храма считался его купол, диаметр которого должен был соотноситься с диагональю подкупольного квадрата. Исходя из этих соотношений, определялись ширина стен, расположение нефов и столбов, высота этажей и другие необходимые параметры. План строения с бумаги переносился непосредственно на участок, где планировалось строительство: «черталом» делали борозду, обозначавшую контуры здания, кольями и верёвками намечали план строения. Для фундамента, глубиной от 1 до 5 метров, использовали валуны, а также песчаник и известняк.

Архитектурный облик древнеславянских храмов

Древнерусские монументальные здания построены в разных пропорциональных системах, но вертикальные линии доминировали над горизонтальными, что придавало зданиям устремлённость ввысь. В X-XII веках соборы в Древней Руси строились как со многими главами (Киев, Полоцк, Новгород, Чернигов), так и с одной главой (храм Архангела Михаила в Смоленске, Параскевы Пятницы в Чернигове и другие). В XII – начале XIII веков выделилось белокаменное зодчество Владимирского княжества: белокаменная резьба, придававшая изысканность творениям древнерусских зодчих, как каменное кружево покрывала своды церкви Покрова на Нередице и фасады владимирского Дмитриевского собора. Резные мотивы Дмитриевского собора, сочетающие библейские и языческие сюжеты, изображения ангелов и фантастических чудовищ, сцены охоты и битв были призваны показать единство вселенной и вызвать жизнеутверждающее чувство.

Наружным украшением и особой примечательностью православного храма являлись закомары (от слова «комара» – свод). Закомары, расположенные на фасаде здания, являлись завершением сводчатого перекрытия внутри и имели полукруглую или килевидную (с заострениями посреди дуги) форму. Плавные линии закомар придавали мягкость архитектурному облику сооружения. 

Иные архитектурные и художественные решения были применены зодчими при возведении храма Новгородской Софии, внешне напоминавший монолитный куб. Стены собора с шестью куполами были сложены из дикого камня, украшение фасада было простым. Небольшое число оконных проёмов придавало храму замкнутость и ощущение спокойствия.

Одним из самых гармоничных храмов Владимиро-Суздальской земли по праву считается церковь Покрова Богородицы на Нерли (1165 год). Храм был возведён по заказу владимирского князя Андрея Боголюбского в память о любимом сыне Изяславе. Скорбь отца воплотилась в камне: храм удивительным образом передаёт грусть, которая вписана в спокойный пейзаж русской природы. Вертикальную устремлённость зданию придаёт стройная система арок, которая создаёт иллюзию невесомости храма, поднятого над окружающим ландшафтом расположением на искусственном холме.

Раздробление древнерусского государства на удельные княжества в период феодальной раздробленности привело к созданию местных архитектурных школ, но это не означало упадок зодчества и его размежевание. Напротив, появление различных архитектурных направлений обогатило навыки и умения древнерусских мастеров, что положительно сказалось в последующем при формировании единого общерусского стиля в архитектуре. 

Изображение (фото): из открытых источников


Исторические события:


Участники событий и другие указанные лица:


Ньюсмейкер: Альянс Медиа Центр — 11070 публикаций
Сайт: mednolit.com/drevnerusskoe-zodchestvo
Поделиться:

Интересно:

Рыцари на Руси
16.05.2025 14:17 Аналитика
Рыцари на Руси
Тема может вызвать недоумение: разве были рыцари на Руси? В поисках ответа нужно рассмотреть два аспекта вопроса: что означает термин «рыцарь» и есть ли сходство в основных характеристиках рыцарей Западной Европы и древнерусских воинов. О термине «рыцарь» Как появилось слово «рыцарь»? Одна из версий о происхождении термина ведёт к истоку многих языков – индоевропейскому языку, где слово «рыс» означало «скакать верхом», а «сар» обозначало знатного человека. По другой версии слово «рыцарь» ведёт своё начало от южнорусского слова «лицар, рицар», которое, в свою очередь, является видоизменённой формой польского «rycerz» (рыцеж). Подобная форма слова существует в чешском (rytieř) и других славянских языках. Первоосновой этих терминов считается немецкое слово «Ritter», означающее всадника. На чём основано убеждение, что рыцарство на Руси не существовало? Один из аргументов сторонников...
Спектакль «Победа! Знамя над Рейхстагом!» посмотрели 7 тысяч зрителей
16.05.2025 13:11 Новости
Спектакль «Победа! Знамя над Рейхстагом!» посмотрели 7 тысяч зрителей
Показы кинотеатральной военной реконструкции «Победа! Знамя над Рейхстагом!» в кинопарке «Москино» проходили с 1 по 11 мая. Их посетили около семи тысяч человек. Для грандиозной постановки была построена уменьшенная копия Рейхстага. По обеим сторонам от главного входа установили экраны, на которых транслировали кадры хроники и специально снятые игровые фрагменты. Плохая погода не помешала зрителям прийти на показы — все дни трибуны были максимально заполнены. На протяжении восьми дней гости наблюдали за профессиональной игрой артистов Сергея Маховикова, Алексея Колгана, Ивана Замотаева, Сергея Селина, Алексея Кравченко, Виктора Добронравова и других. Поэт Влад Маленко, исполняя в постановке роль корреспондента, прочитал свою поэму «Знамя Победы». Полуторачасовое представление с использованием раритетной военной техники стало вторым подобным проектом режиссера Игоря Угольникова. «Идея...
День основания Общества Красного Креста в России
15.05.2025 10:08 Аналитика
День основания Общества Красного Креста в России
«Per humanitatem ad pacem» (Через гуманизм к миру)  3 (15) мая 1867 г. после ратификации Женевской Конвенции (10 мая 1867 г.) император Александр II утвердил Устав Общества попечения о раненых и больных воинах под покровительством своей жены — императрицы Марии Александровны. В 1879 г. Общество было переименовано в Российское общество Красного Креста (РОКК), его целью было предотвращение и облегчение человеческих страданий в мирное и военное время. С первых лет существования РОКК развивало свою деятельность как внутри страны, так и за её пределами. В 1868 г. по инициативе РОКК в Петербурге прошла Международная конференция, принявшая Декларацию, запрещавшую использование в боевых действиях разрывных пуль. При деятельном участии России созывались конференции в Брюсселе (1874) и Гааге (1899), подготовившие Конвенцию...
В Москве стартовал Российско-китайский форум
13.05.2025 11:56 Мероприятия
В Москве стартовал Российско-китайский форум
В Москве проходит Российско-китайский форум сотрудничества в сфере торговли услугами «Солнечный путь — вместе создаем будущее». Цель мероприятия — способствовать выводу китайско-российского сотрудничества на новый уровень в таких сферах, как культурный туризм, международная торговля и промышленное сотрудничество. На площадке собрались представители китайского бизнеса в России, органов государственной власти и участники профильных торговых ассоциаций. Организаторами выступили Китайская международная инвестиционная корпорация «Хуамин» и Департамент внешнеэкономических и международных связей города Москвы (ДВМС). В форуме принимают участие министр Правительства Москвы, руководитель ДВМС Сергей Черёмин, посол КНР в России Чжан Ханьхуэй, президент Московской торгово-промышленной палаты Владимир Платонов и его заместитель Владислав Мищенко...
Образование в Древней Руси
13.05.2025 10:06 Аналитика
Образование в Древней Руси
Уверенное и стабильное развитие древнерусского государства в IX-XIII веках, его появление на международной арене и установление связей с другими государствами стало возможным благодаря многим факторам, в том числе, развитию образования, которое, безусловно, тесно связано с грамотностью. Грамотность в Древней Руси Долгое время среди специалистов велись споры по поводу наличия грамотности в древнерусском государстве: одни считали, что грамотность на Руси начала распространяться ещё с языческих времён, другие полагали, что основная масса населения Древней Руси была безграмотной. Достижения археологии, культурологии, лингвистики и других наук доказали: жители Древней Руси владели основами грамоты – это было веление времени. Грамотность нужна была не только для верхушки общества, которой приходилось иметь дело с договорами и другими документами, создавать летописи и хронографы, писать...