13.01.2025 11:11
Аналитика.
Просмотров всего: 5006; сегодня: 6.

История медальеров и их шедевров

История медальеров и их шедевров

Чем стремительнее развивается общество, тем больше появляется новых профессий. Старинные ремесла неизбежно уходят в прошлое, забываются секреты мастеров. Но есть специальности, которые выдержали испытание временем и смогли совместить архаичные техники и высокие технологии. Одна из таких специальностей, которую справедливо называют искусством, — медальер. Художники-медальеры и сегодня, как столетия назад, работают на монетных дворах, где создают государственные награды, памятные и инвестиционные монеты, ордена, объединяя в своих изделиях практичность и красоту. А как зародилось это ремесло и почему оно остается востребованным до сих пор?

Монеты смелых воинов

В древности, когда самого понятия «медаль» еще даже не существовало, правители награждали отличившихся подданных монетами, которые чеканили к памятному событию. Этой наградой можно было заодно и расплатиться.

В средневековой Руси до появления медалей награждали монетами. В 1654 году царь Алексей Михайлович (Тишайший) повелел отчеканить золотые монеты весом в четверть угорского для награждения многочисленного войска гетмана Богдана Хмельницкого. Четыре таких монеты весили примерно столько же, сколько дукат из Венгрии (Угорщины), отсюда и название. В наградных монетах казаки проделывали отверстия и нашивали на одежду.

Первые монеты появились задолго до медалей — около 700 года до н. э. на территории современной Малой Азии. Это были кусочки металла, чаще всего круглой формы, с изображениями на одной или на обеих сторонах — в зависимости от того, был ли рисунок только на наковальне или на молоте, которым ударяли по монете во время чеканки. Само же слово «медаль» появилось в Средние века. Своим происхождением оно обязано латинскому metallum — «металл». Так, медалями стали называть изделия из металла, отчеканенные в честь памятных дат, выдающихся личностей или для награждения. А мастеров, работавших над медалями, окрестили медальерами.

По стандарту Пизанелло

В древние времена труд чеканщиков монет был ручным. Мастера все делали сами: от рисунка до изготовления медали.

С Античности и до Нового времени медальеры создавали свои работы, держа эскизы в памяти. Иногда им позировали правители или иные знатные люди. Чеканить на деньгах портреты было популярно еще в Древней Греции и Риме. В эпоху Возрождения эта традиция получила второе рождение. Самым известным «портретистом» был итальянский художник Антонио Пизано по прозвищу Пизанелло. Он задал стандарт изображений на металле для всей Европы: профильный портрет, отсылка к мифам и аллегориям на обратной стороне медали, подпись автора. Позже эту традицию переняла и Россия.

Дворы золота и серебра

Уже несколько столетий медальеры занимаются изготовлением монет, медалей и орденов на монетных дворах. До их появления ювелиры чеканили монеты в своих мастерских и пользовались простыми инструментами. На средневековых монетных дворах у мастеров появились свои специализации и более сложное оборудование: плавильные печи, механические молоты, особые ножницы для обрезки заготовок.

В 1724 году император Петр I открыл в Санкт-Петербурге монетный двор, ставший одним из крупнейших в Европе. Его оснастили по последнему слову техники прессами и машинами, которые помогли уйти от ручного производства денег. А первой «медалией», которую создали на этом монетном дворе, стала памятная медаль на смерть его основателя — Петра I.

На московских монетных дворах тоже чеканили медные, серебряные и золотые монеты. В период правления Петра Великого их было четыре, но постепенно они закрылись. Однако в 1942 году Москва вновь обрела монетный двор. На открывшемся предприятии медальеры изготавливали в основном ордена и медали. Но после Великой Отечественной войны на Московском монетном дворе стали чеканить и монеты.

И сегодня монетные дворы в Москве и Санкт-Петербурге, как предприятия Гознака, изготавливают разменные, памятные и инвестиционные монеты, медали, ордена, золотые наручные часы и так далее.

Учиться для медалей

Огромный вклад в развитие медальерного искусства в нашей стране внес знаменитый мастер Иоганн Шлаттер. Еще в детстве он перебрался в Россию — вместе с отцом, приглашенным на русскую службу самим Петром I. В 1750 году усилиями Ивана Андреевича — так его называли русские друзья и коллеги — была открыта школа подготовки специалистов монетного дела. Шлаттер приглашал мастеров и преподавателей из-за границы и давал уроки сам.

Медальерное искусство и обучение ему в России расцвели при Екатерине II. Известно, что сама императрица охотно участвовала в проектировании монет и медалей. С 1764 года в Императорской академии художеств функционировал «класс гравирования на стали и крепких камнях», где студенты изучали скульптуру, композицию, граверное дело и металловедение.

В первые десятилетия советской власти медальерное дело переживало сложное время: аллегоричный и символичный вид искусства слабо вписывался в рамки соцреализма. Однако в 1940-е годы началось его возрождение. При Ленинградском монетном дворе заработало отделение, где готовили новые поколения мастеров. Сегодня, чтобы получить диплом по этой редкой специальности, студенты идут в Санкт-Петербургскую академию художеств имени Ильи Репина, где несколько лет назад открылся медальерный класс.

Модели из пластилина

Как же рождаются медали? Медальерное искусство считается особой областью мелкой скульптурной пластики. Современный медальер лепит из воска или пластилина модель будущей монеты в увеличенном масштабе по утвержденному эскизу, затем отливает гипсовую форму (по ней позже готовят формы для чеканки). Далее мастер вырезает выпуклое изображение — «маточник» («штемпель для штемпеля», инструмент для изготовления непосредственно медального штемпеля) или сразу переносит «перевернутое» изображение на штемпель. Так работали еще 250 лет назад, и сегодня медальеры придерживаются этого же порядка действий.

Так, Федор Толстой, работавший в Петербурге в первой половине XIX века, практически самостоятельно создал 20 медалей, посвященных Отечественной войне 1812 года. Он сам готовил эскизы, прорабатывал рисунок на восковых слепках, делал по ним формы для литья и подбирал материал. Свою последнюю работу Федор Толстой выполнил, когда ему было уже 80 лет. Он создал восковую модель для памятной медали в честь отмены крепостного права.

С появлением штемпелерезных машин работа медальеров стала менее тяжелой. Но от граверных инструментов не отказывались: с их помощью мастер всегда мог подкорректировать изображение на металле. Сегодня традиционные техники совмещаются с работой на высокотехнологичном оборудовании: при разработке шаблонов и заготовок медальеры используют современные компьютерные программы 3D-моделирования. За концепцию создания памятных монет отвечает Банк России: он определяет тему и утверждает сюжет.

Особый подход мастера

Умение обращаться с разными материалами и просчитывать, как повлияют их особенности на ход работы, — несомненно, важнейшее требование к работе медальера. Так было в древности, и так остается по сей день. Каждый металл обладает уникальными свойствами, и мастеру необходимо учесть все «капризы» материала, подбирая технику и продумывая композицию.

Конечно, сегодня есть возможности работать точнее и быстрее. На современных монетных дворах многое автоматизировано, «черновик» будущей медали на металле вырезает лазерный сканер по готовому рисунку. На основе этой заготовки создают модели и штемпеля.

В качестве материала для самой медали или монеты медальеры используют как простые металлы и сплавы (например, на основе меди), так и драгоценные металлы. На монетных дворах металл переплавляют, прокатывают, режут.

Драгоценный электрум и капризное золото

Первые монеты делали из электрума — сплава золота и серебра. Это прочный и износостойкий материал. Раньше его добывали вместе с золотом, потом научились получать сплав искусственным путем. Золотые изделия всегда были результатом кропотливого труда. Чистое золото — очень мягкий металл, его легко деформировать. Но если снизить пробу, то сплав, напротив, получится жестким и может повредить инструменты.

Сегодня из чистого золота медали почти не делают, чеканят только памятные и инвестиционные монеты. Серебро медальеры высоко ценят за красоту и легкость обработки и применяют для изготовления медалей, хотя чаще чеканят из этого драгоценного металла памятные монеты. Помимо золота и серебра, монетные дворы делают памятные монеты из платины и палладия, но в нашей стране с середины 1990-х годов эти металлы для чеканки денег, как правило, не используются.

За что ценят недрагоценный нейзильбер

Когда медальеры работают с недрагоценными металлами, они выбирают сплавы на основе меди: латунь, нейзильбер, томпак, бронзу. Нейзильбер ценят за то, что внешне он выглядит как серебро. Томпак похож на бронзу. Но на протяжении столетий главным материалом для медалей остается все же бронза. Она отлично передает детали, и у нее, в зависимости от сплава, много оттенков — от золотистого до черного.

Тонкая работа по золотому кольцу

Нередко в одном изделии соседствуют два металла. На комбинированных памятных монетах, посвященных городам Золотого кольца России, серебряный монетный диск обрамляет кольцо из золота. Так медальеры обыграли в серии монет название туристического маршрута, поместив в круглую золотую рамку изображение исторических достопримечательностей древних русских городов.

Автографы на медалях

На старинных медалях и монетах часто встречаются подписи их авторов. Традиция подписывать свои работы возникла среди европейских художников еще в эпоху Возрождения и стала популярной и в медальерном искусстве.

Российские мастера тоже нередко ставили свои подписи на металле. Например, резчик монет и медалей XVIII века Осип Калашников помечал свои работы инициалами «ОК» и «КО». Эти авторские отметки можно разглядеть на серебряных рублях и различных медалях.

Сохранила инициалы автора и первая в истории России памятная монета. Серебряный рубль с изображением Александровской колонны в Санкт-Петербурге и профилем Александра I «подписан» мастером Генрихом Губе.

Старинное ремесло и высокие технологии

Изготовление монет прошло долгий путь развития — от ручного труда до роботизированной техники. Сегодня монетные дворы оснащены высокотехнологичными машинами и станками, которые почти полностью заменили ручной труд и заметно ускорили все процессы. Термообработку заготовки проходят в специальных печах, в которых металл быстро нагревается до нужной температуры. Насечки на ребре и рисунок на монетах оставляют автоматизированные прессы.

Граверные работы выполняет лазер: он позволяет текстурировать фон монеты, наносить на металл тончайшие линии и даже фотоизображения. А эскизы будущих монет обрабатывают при помощи компьютерных программ. Лазер сканирует и оцифровывает эскиз монеты, после чего медальер на компьютере корректирует все детали 3D-модели. Такой способ помогает мастеру заметно ускорить рабочий процесс и при этом уделять внимание всем мелким элементам и надписям. Лепка монеты старинным способом может занять несколько дней, а компьютер справляется с этой задачей за несколько часов. Однако даже суперсовременное оборудование не заменит рук настоящего мастера, поэтому перед самой чеканкой медальеры всегда работают со штампом будущего изделия вручную.

Технологические новинки вместе с тонкой ручной работой медальеров позволяют в XXI веке воплощать на металле самые сложные идеи и создавать настоящие произведения искусства. Мастера постоянно осваивают новые техники, в том числе касающиеся дизайна монет, например украшение монет драгоценными камнями, частичное золочение или цветное покрытие металла. На первой цветной памятной монете российские медальеры изобразили писателя Николая Носова и персонажей из его книг про Незнайку.

Сегодня Банк России регулярно выпускает памятные монеты из драгоценных и простых металлов с цветными элементами.

Художник-медальер всегда был и остается представителем редкой, но очень востребованной профессии. Ведь создание государственных наград и памятных монет — это долгий и кропотливый творческий процесс. Современные медальеры — многозадачные специалисты широкого профиля: они умеют рисовать, лепить, разбираются в металлах, камнях, эмалях, работают на компьютере в сложных дизайнерских программах. И создают шедевры, которые веками хранят историю страны.

Изображение (фото): из открытых источников


Исторические события:


Участники событий и другие указанные лица:

  • Романов Александр I Павлович, император и самодержец Всероссийский, великий князь Финляндский, царь Польский, проводник умеренно-либеральных реформ в России, внук Екатерины II;
  • Романов (Тишайший) Алексей I Михайлович, второй русский царь из династии Романовых 1645 - 1676 годы, сын Михаила Фёдоровича и его второй жены Евдокии;
  • Романов Пётр I Алексеевич, последний русский царь и первый император Всероссийский, развернувший масштабные реформы и расширивший территории российского государства;
  • Романова (Ангальт-Цербстская) Екатерина II (София Августа Фредерика) Алексеевна, императрица и Самодержица Всероссийская;
  • Толстой Фёдор Петрович, русский живописец, художник-медальер, скульптор, вице-президент Императорской Академии художеств, тайный советник;
  • Хмельницкий Богдан (Богдан-Зиновий) Михайлович.

Ньюсмейкер: Альянс Медиа Центр — 10632 публикации
Сайт: museum.cbr.ru/articles/istoriya-medalerov-i-ikh-shedevrov/
Поделиться:

Интересно:

Русский антиквар первым наладил дистанционную торговлю в XIX веке
22.03.2025 10:03 Аналитика
Русский антиквар первым наладил дистанционную торговлю в XIX веке
В "Московском журнале" вышла статья сотрудника Российского государственного архива литературы и искусства (РГАЛИ) Юлии Масловой, в которой рассказывается о московских антикварах и книготорговцах XIX-XX века Большаковых. В числе прочего отмечается, что один из видных представителей этой династии нашел способ сделать свою фирму известной по всей стране. Как пишет Юлия Маслова, родоначальником династии являлся Тихон Большаков (1794-1863). В РГАЛИ сохранилось его письмо, написанное в 1812 году. В нем юноша рассказывает родным о своем возвращении в Москву после пожара. "Так я уведомляю вас, что у меня в погребе не осталось ни на один пятак. По приходу моему в Москву жил я недели две безо всякого дела, потому что товаров купить негде. Наконец я стал понемногу покупать, и накупил я товару всякого разбора…", - писал он. Юлия Маслова отмечает, что в Москве, казалось, не было ни одного собирателя...
История и боевой путь 6 дивизии народного ополчения Москвы
21.03.2025 15:10 Аналитика
История и боевой путь 6 дивизии народного ополчения Москвы
Краткая история 6 дивизии народного ополчения Дзержинского района г. Москвы - 160 стрелковой Брестской Краснознаменной дивизии (II формирования) в 1941 – 1945 гг.   Формирование дивизии  3-7 июля 1941 г. – проходило формирование дивизии. Основным центром формирования дивизии был Институт инженеров железнодорожного транспорта им. Ф.Э. Дзержинского, где располагался штаб дивизии. Формирование частей дивизии проводилось в нескольких учебных заведениях Дзержинского района. Основными местами формирования дивизии были предприятия и учреждения района: заводы «Борец», «Станколит», Московский комбинат твердых сплавов, «Красный штамповщик», фабрики имени Ногина, «Детская книга», а также Московский институт инженеров железнодорожного транспорта, наркоматы внутренних и иностранных дел СССР, танковой промышленности и др. Более 170 предприятий и учреждений Дзержинского...
Зачем корабли Первой мировой окрашивали в "зебру", объяснили эксперты
21.03.2025 12:03 Аналитика
Зачем корабли Первой мировой окрашивали в "зебру", объяснили эксперты
Команда исследователей из Университета Астона под руководством профессора Тима Мизома и доктора Саманты Стронг проанализировала необычную маскировку, которую активно применяли для линкоров во времена Первой мировой войны. Целью такого камуфляжа было введение противника в заблуждение. Результаты исследования опубликованы в журнале i-Perception, а коротко о нем рассказывает Phys.org. Исследователи пишут, что во время Первой мировой войны военно-морские силы разных стран активно экспериментировали с окраской кораблей в так называемый ослепляющий камуфляж. Особую популярность тогда получили геометрические фигуры и полосы, которые превращали военные суда в своего рода "зебры". Цель такого камуфляжа - сбить с толку противника, особенно капитанов подводных лодок. Считалось, что такой камуфляж вводит врага в заблуждение относительно скорости и направления движения кораблей...
Что такое Чёрная Русь и где она располагалась?
21.03.2025 11:03 Аналитика
Что такое Чёрная Русь и где она располагалась?
Найти точные, документально подтверждённые сведения о Чёрной Руси не представляется возможным, хотя Чёрная Русь обозначена на некоторых старинных картах и упоминается в средневековых документах. Скупые сведения источников по-разному интерпретируются различными авторами. В данной ситуации для исследования истории Чёрной Руси необходимо познакомиться с разными точками зрения и выявить преобладающие мнения. Изучая Чёрную Русь, невозможно не коснуться вопроса о других «цветных» территориях средневековой Руси. Как объясняется колористическое обозначение некоторых территорий Руси в средние века? Согласно средневековым источникам, в средние века существовали Чёрная, Белая и Червонная (Красная) Русь. Почему для обозначения территорий использовали цвета? Согласно одной из гипотез, цветные названия отражали древнюю традицию красками обозначать стороны света: чёрный цвет соответствовал обозначению...
Белая Русь: Что означало и где располагалась
20.03.2025 11:06 Аналитика
Белая Русь: Что означало и где располагалась
Историко-географический термин «Белая Русь» находится в одном ряду с другими «цветными» обозначениями Руси – «Чёрная Русь» и «Червонная (Красная) Русь» и является столь же неопределённым понятием с перемещающимся географическим расположением и неоднозначным смысловым наполнением. Что известно о Белой Руси? Об изучении вопроса о Белой Руси Неясность определения названия «Белая Русь» лежит не столько в плоскости недостатка источников, сколько в их вольной интерпретации, зависящей от глубины исторических знаний исследователя. Более того, учёные выяснили, что в литературе, в том числе научной, в угоду собственным политическим и идеологическим взглядам, авторы допускают искажение цитат из письменных источников и ссылаются на несуществующие документы и факты. К примеру, в ряде современных работ сообщается, что Николай I запретил использование названия «Белоруссия», истоком которого являлся...