22.11.2024 15:13
Аналитика.
Просмотров всего: 5701; сегодня: 2.

Обувь на Руси

Обувь на Руси

У каждого народа есть своя традиционная обувь, которая является важным элементом костюма. Её облик и технологии изготовления передавались от отцов к детям. Так, исследуя историю развития обуви, можно узнать и историю всего народа, а также проследить его связи с другими этносами. Традиционно в качестве материалов для изготовления обуви в Древней Руси в основном использовали лыко, бересту, кожу.

Примечательно, что обувь помогает определить этнический состав древнерусского населения. Так, у поволжских народов (IX–X вв.) финно-угорской группы были в ходу поршни особого кроя - такие были найдены в Белоозере. Башмаки, которые имеют удлинённую пятку, генетически связаны с формой обуви, исторически распространённой по всей Европе. Такие башмаки были обнаружены в Старой Ладоге. Встречаются они и в некоторых других северо-западных городах Руси.

Обувь является и индикатором времени: процесс изменения её внешнего вида и технологий изготовления прошёл определённые этапы развития, что позволяет учёным с высокой точностью датировать находки.

Лапти на Руси

Самой древней обувью, бытовавшей на Руси, принято считать лапти. Их изготавливали из лыка берёзы, липы и других деревьев. Согласно исследованиям, лапти были известны ещё в каменном веке.

Ранних находок лаптей почти нет - за исключением лаптя XV в., обнаруженного в Новгороде, - однако нередко археологам встречаются инструменты, которые использовали для изготовления лаптей, а также остатки плетёной обуви в захоронениях. Так, в Лядинском могильнике были обнаружены подошвы косого плетения, выполненные из кожаных ремней. На их внутренней стороне можно увидеть фрагменты лыковых лент лаптя. Такие же подошвы, но прямого плетения были обнаружены в кургане вятичей. В.П. Левашова (1901–1974) предполагает, что они тоже могли остаться от обычных лыковых лаптей.

Известно два варианта лаптей: полесские лапти прямого плетения, представляющие собой туфли с невысокими бортиками, и новгородские глубокие закрытые туфли северного типа косого переплетения. Чтобы закрепить лапти, использовали длинные завязки - оборы. Их продевали через бортики лаптей и оборачивали вокруг ног. Лапти надевали на чулки, носки, ноговицы и обмотки. Обувь вроде лаптей могли называть по-разному - «лычъница», «лычакъ» и «лапътъ». В письменных источниках встречается производное «лапотникъ», которое, по мнению учёных, использовалось ещё в праславянскую эпоху.

Первый известный рисунок лаптей датируется XV в. Их можно увидеть на миниатюре из Жития Сергия Радонежского. На ней изображен крестьянин в лаптях во время пахоты. По всей видимости, городские жители лапти не носили: это была обувь тех, кто занимался работой в полях. Всегда, вплоть до XIX – начала XX вв., лапти были обувью бедняков.

Обувь из кожи

Что же касается обуви из кожи, то здесь ситуация обратная: известны сотни тысяч одних только новгородских находок разной обуви - изделия из кожи хорошо сохраняются. Большое количество находок даёт исследователям широкие возможности для изучения. Известны находки низкой обуви вроде лаптей (поршни), обуви, имеющей на щиколотке воротничок (башмаки), сапог, полусапожек и туфлей.

Исследованием новгородской обуви занималась С.А. Изюмова (1920-?). Она разработала классификацию основных форм новгородской обуви, датируемой периодом с X по XVI вв., а также её хронологию.

Большой вклад в исследование обуви внёс финский ученый И.С. Вахрос (1917-1996), который занимался анализом названий обуви в русском языке.

Е.И. Оятева (1923-?) занималась исследованием кожаной псковской и староладожской обуви, а также изделий из некоторых других городов и западных стран.

Её классификация древнерусской обуви самая удобная с прикладной точки зрения. Е.И. Отяева выделяет две крупных группы: обувь мягких и жёстких форм. Следующий уровень классификации - по фасону: башмаки, сапоги, поршни. На основе особенностей кроя Е.И. Отяева выделила подтипы: цельнокроенная и детальнокроенная обувь.

Самой древней обувью были башмаки. Они относятся к первой группе - обувь мягких форм. Известны староладожские находки VIII-X вв., новгородские изделия Х-ХIII вв. и другие. На них можно увидеть отвороты, расположенные выше щиколотки. Из изготавливали из цельного куска кожи либо из двух кусков. Для цельнокроенных башмаков использовали большие куски кожи, края которых сшивали при помощи тачного и выворотного швов.

Башмаки, сшитые из двух частей были обнаружены в Старой Ладоге. Один кусок кожи использовался для подошвы, другой - для верха; шов находится сбоку или сзади. Такую обувь носили в Х-ХIII вв.

Староладожские, псковские, новгородские, белозерские, минские, старорязанские, московские, полоцкие и другие находки говорят о существовании единой древнерусской традиции изготовления башмаков. Начиная с VIII в. во всех древнерусских городах обнаружены башмаки одинакового кроя. На этом фоне выделяются башмаки с удлинённой пяткой, найденные в Белоозере.

Башмаки на Руси

Как носили башмак VIII–XI вв. можно узнать только по ассиметричному крою верха, но не по подошвам. Детали верха соединяли тачным швом, подошвы пришивали выворотным. Башмаки X–XIV вв. украшали ремешками - на это указывают отверстия, расположенные в районе щиколотки.

Это интересно

Нередко башмаки украшали вышивкой. Самой популярной вышивкой VIII–X вв. были орнаментальные полосы. Их вышивали небольшими стежками на середине носка.

В Х-ХIII вв. вышивка становится разнообразнее. Вышивали нитками из шерсти, льна и шёлка, красного, зелёного и других цветов. Особой популярностью пользовался растительно-геометрический орнамент из кринов, побегов, ромбов, кругов. Для контуров использовали шов «назад иглу». Также ботинки украшали узенькими ремешками или нитями.

В XIII–XIV вв. для украшения стали применять тиснение, как правило, на носке. Обычно оно выглядело как ряды параллельных насечек между элементами растительно-геометрического узора.

В Древней Руси, помимо распространённых с XI в. слов «обуща», «обутель», «обутие», обозначавших обувь вообще, существовали названия для каждого отдельного вида обуви. Однако тюркское слово «башмак» было заимствовано не раньше XV в.

По всей видимости, раньше башмаки называли общеславянским словом «черевья», которое встречается в «Повести временных лет». Оно восходит к названию материала - кожи с «чрева», т. е. брюха животного. Русский филолог-славист И.И. Срезневский (1812–1880) считал, что так называли разную обувь. Но судя по тому, что на украинский язык слово «башмак» переводится как «червик», «черевья» с большой вероятностью оно могло относиться к обуви, которую впоследствии станут называть башмаками.

Древнерусские башмаки можно увидеть и на миниатюрах Радзивилловской летописи. В Х-ХIII вв. башмаки носили как в городе, так и в деревне.

Сапоги на Руси

Сапоги и сапожки на Руси тоже носили часто. Их эволюцию учёные рассматривают вместе, так как они различались только высотой голенищ, в целом же, их развитие шло в одном общем направлении.

Сапоги домонгольского периода с цельнотянутыми голенищами имели несколько видов кроя. Например, у самых древних сапожек, найденных в Новгороде (XI в.), верх изготовлен из одной детали, а голенища, скроены из двух частей: передней и задней. Обе они переходят в голенище.

В Новгороде был обнаружен сапожок с дырочками на голенище, предназначенными для ремешка. Он относится к более позднему периоду. Для подошв таких сапог характерны плавные линии в областях, где располагались носок и пятка. Верхнюю часть сапога скрепляли при помощи тачного шва, подошвы пришивали выворотным швом. Такие сапожки находили в Пскове. Их носили дети и подростки.

Также исследователи обнаружили сапоги XI-ХII вв. с верхом, состоящим из трёх деталей. В псковской постройке XII в. были найдены сапоги, принадлежавшие подростку. Они датируются более поздним временем по сравнению с новгородскими сапожками. Их верх представлен одношовным голенищем и головкой. Для обоих вариантов кроя псковских сапог характерны округлые очертания подошв, указывающие на расположения пятки и носка. На голенищах проделаны отверстия для ремешка. Можно заметить, что постепенно крой становится более детализированным - головка выделяется в качестве отдельной детали. Тенденция к детализированному крою была характерна для всех типов обуви.

В Полоцке были обнаружены голенища, подобные псковским. Они имеют форму раструба. По голенищам, найденным в Новгороде, можно сделать вывод о том, что такие сапоги крепились к ноге не только вокруг щиколотки, но и под коленом.

Судя по сохранившимся целиком сапогам, обнаруженным в Пскове и Новгороде, в самостоятельную деталь выделяется задник, т. к. он пришит к основной части. Также появляются кожаные прокладки, которые укрепляют нижнюю часть изделия. Они становятся предпосылкой к появлению жестких форм обуви и – в XIV-XV вв. – каблука.

В X-XIII вв. существовало множество переходных вариантов сапог: исследователям встречаются разные варианты задников и изготовленные из одного куска кожи голенища от сапог, подошв с удлинёнными округлыми линиями в районе пятки, - словно повторяющие крой башмаков. Также были обнаружены сапоги, имеющие приподнятый удлинённый носок. Они были популярны в XV в.

Как и сапоги домонгольского периода, сапоги XIV-XVI вв. имеют вырез треугольной формы на задниках и удлинённый язычок на подошвах. У последнего была как практическая, так и эстетическая функция. Слоёный каблук возник как результат усовершенствования состоящих из нескольких слоёв прокладки у подошвы сапог XII в.

Таким образом, изменения в степени распространения и способах изготовления сапог происходили последовательно. В X–XI вв. сапоги носили редко, но если носили, то это были, главным образом, цельнотянутые сапоги. Позже появились детальнокроенные изделия, и в XII в. эти два подтипа существуют одновременно. Затем появились жёсткие сапоги. В XIV в. они вытеснили и ботинки, и сапоги мягких форм.

Новгородские находки обычно ничем не украшены. Единичные фрагменты сапог с орнаментом, датируемые XIV–XVI вв., говорят о единстве орнаментальных сюжетов как на сапогах, так и на башмаках. С XV в. сапоги стали украшать тиснением. Это было связано с тем, что на смену мягким и тонким кожам пришли их толстые и жёсткие виды.

Древнерусское слово «сапогь» имеет праболгарские или тюркские корни. Согласно И.С. Вахросу, в начале II тыс. оно пришло на смену славянскому «скръня» («обувь с высоким голенищем», от корня, обозначающего шкуру).

Сапоги на Руси были элементом костюма богачей. Сапоги разных цветов были неизменной деталью княжеского костюма. Часто их украшали жемчугом и бляшками. Это можно увидеть на одной из фресок XII в. в новгородской церкви Спаса-Нередицы. На ней князь Ярослав изображён в сапогах жёлтого цвета, укра­шенных жемчугом.

В «Изборнике Святослава» 1073 г. на семейном портрете Святослава запечатлено первое изображение сапог с характерными загнутыми носами. На Святославе - сапоги синего цвета, а на его сыне Ярославе - красного.

Поршни – обувь Древней Руси

Самой распространенной и простой обувью на Древней Руси были поршни - как изготовленные из целого куска кожи, так и из нескольких. Их делали не только из мягкой дублёной кожи, но и из сыромятной.

Технология производства поршней XI-XIII вв. заключалась в простейшую стяжку кожи в районе пятки и носка лыковым или кожаным шнуром. Его вставляли в отверстия на бортах и стягивали изделие, а шнурки потом завязывали вокруг ноги поверх обмоток, штанов или чулок. Такую обувь крестьяне носили вплоть до XX в.

Поршни из прямоугольного куска кожи бытовали в разных формах. Так, помимо стягивания, некоторые поршни изготавливали так, что при формировании носка образовывался красивый плетешок.

В XIV в. возникли поршни, которые не стягивали, а зашивали. Судя по всему, это произошло из-за того, что в качестве материала стали использовать более жёсткие виды кожи.

В X в. возник специфический белоозёрский вариант поршней, изготовленных из фрагмента кожи прямоугольной формы. Их особенностью являются вырезы в районе носка. Такой вариант поршней также не затягивался, а сшивался.

Другим вариантом были поршни из куска кожи шестиугольной формы. По краю носка и пятки на них можно увидеть отверстия для затягивания шнуром, а вдоль носка и подъёма – для шнуровки. Прорези есть и по бокам поршней: через них пропускали шнурок, который крепил поршень к ноге. Такой способ крепления позже получил название «оборов», а сами поршни такого типа учёные называют «ажурными». Такой тип обуви обувные мастера изготавливали уже начиная с XI в.

Для составных поршней использовали два или три фрагмента кожи. У первого варианта основная часть выглядит как неправильный треугольник со срезанным углами в районе носка. Из неё изготавливали сразу подошву, бортики и задник. Второй фрагмент имел форму треугольника. Он вшивался на подъёме к основной заготовке, загнутой по ноге. На боках поршня были проделаны отверстия для шнурка. Поршни, изготовленные из двух фрагментов кожи, появились в Новгороде в XI в.

Поршни, изготовленные из трёх частей, состояли из основной части заготовки, включавшей подошву и задник, отдельной детали треугольной формы - её использовали для носка - и полоски с поперечными прорезями - её пришивали по борту, а через отверстия пропускали шнурок. Все элементы поршня сшивали. Целый поршень такого исполнения был найден в Старой Ладоге (XVI в.). Поршни из трех деталей мы можем рассматривать как результат эволюции поршней домонгольского периода.

По И.С. Вахросу слово «поршень» восходит к праславянскому корню «ръчх». Слова, образованные от него, использовались для обозначения чего-то рыхлого, мягкого: поршни изготавливали из мягкой кожи с брюха животного. Древнерусское – «прабошънъ» (поршень) - можно увидеть в текстах XIV-XV вв., но в разговорном языке этого времени его не употребляли.

Много поршней можно увидеть на миниатюрах Радзивилловской летописи. Вместе с материальными находками они свидетельствуют о том, что поршни также были обувью бедняков.

Туфли: история возникновения

Практика изготовления жёстких форм обуви сложилась на Руси в XIV – XV вв., хотя кожаные прокладки для укрепления нижней части изделия стали делать ещё в домонгольскую эпоху. Первой жёсткой обувью были туфли с низким бортиком и жёсткой подошвой.

Можно выделить цельнокроенные и детальнокроенные туфли.

На цельнокроенных туфлях шов может располагаться сзади или на боку. Подъёмы иногда украшены резьбой. Для соединения использовались шнурки, расположенные на подъёме или в районе щиколотки с внутренней стороны. Похожие на них туфли встречаются в западноевропейских средневековых городах, чаще всего в польских.

Туфли конца XIII в., изготовленные из нескольких деталей, были найдены в Минске. Похожие, но несколько усовершенствованные туфли, исследователи обнаружили и в Старой Ладоге (XVI-XVII вв.). У них глубокая головка, язычок на подъёме, составной задник, прокладки и подошва из трёх слоёв с широким низким наборным каблуком, прошитым дратвой и прикреплённым деревянными шпильками. Части верха сшивали тачным швом, а подошву присоединяли наружным швом. Вместе с внутренней частью задника выкраивали ремешок. Его закрепляли, продевая через отверстия на язычке.

Большое число находок распространённых в Европе туфель на западе Руси свидетельствует об интенсивности контактов с соседями. В то же время предпосылки для возникновения жёсткой обуви на Руси можно заметить ещё в домонгольский период.

Изображение (фото): из открытых источников


Ньюсмейкер: Альянс Медиа Центр — 10632 публикации
Сайт: mednolit.com/obuv-na-rusi-x-xx-vek
Поделиться:

Интересно:

Русский антиквар первым наладил дистанционную торговлю в XIX веке
22.03.2025 10:03 Аналитика
Русский антиквар первым наладил дистанционную торговлю в XIX веке
В "Московском журнале" вышла статья сотрудника Российского государственного архива литературы и искусства (РГАЛИ) Юлии Масловой, в которой рассказывается о московских антикварах и книготорговцах XIX-XX века Большаковых. В числе прочего отмечается, что один из видных представителей этой династии нашел способ сделать свою фирму известной по всей стране. Как пишет Юлия Маслова, родоначальником династии являлся Тихон Большаков (1794-1863). В РГАЛИ сохранилось его письмо, написанное в 1812 году. В нем юноша рассказывает родным о своем возвращении в Москву после пожара. "Так я уведомляю вас, что у меня в погребе не осталось ни на один пятак. По приходу моему в Москву жил я недели две безо всякого дела, потому что товаров купить негде. Наконец я стал понемногу покупать, и накупил я товару всякого разбора…", - писал он. Юлия Маслова отмечает, что в Москве, казалось, не было ни одного собирателя...
История и боевой путь 6 дивизии народного ополчения Москвы
21.03.2025 15:10 Аналитика
История и боевой путь 6 дивизии народного ополчения Москвы
Краткая история 6 дивизии народного ополчения Дзержинского района г. Москвы - 160 стрелковой Брестской Краснознаменной дивизии (II формирования) в 1941 – 1945 гг.   Формирование дивизии  3-7 июля 1941 г. – проходило формирование дивизии. Основным центром формирования дивизии был Институт инженеров железнодорожного транспорта им. Ф.Э. Дзержинского, где располагался штаб дивизии. Формирование частей дивизии проводилось в нескольких учебных заведениях Дзержинского района. Основными местами формирования дивизии были предприятия и учреждения района: заводы «Борец», «Станколит», Московский комбинат твердых сплавов, «Красный штамповщик», фабрики имени Ногина, «Детская книга», а также Московский институт инженеров железнодорожного транспорта, наркоматы внутренних и иностранных дел СССР, танковой промышленности и др. Более 170 предприятий и учреждений Дзержинского...
Зачем корабли Первой мировой окрашивали в "зебру", объяснили эксперты
21.03.2025 12:03 Аналитика
Зачем корабли Первой мировой окрашивали в "зебру", объяснили эксперты
Команда исследователей из Университета Астона под руководством профессора Тима Мизома и доктора Саманты Стронг проанализировала необычную маскировку, которую активно применяли для линкоров во времена Первой мировой войны. Целью такого камуфляжа было введение противника в заблуждение. Результаты исследования опубликованы в журнале i-Perception, а коротко о нем рассказывает Phys.org. Исследователи пишут, что во время Первой мировой войны военно-морские силы разных стран активно экспериментировали с окраской кораблей в так называемый ослепляющий камуфляж. Особую популярность тогда получили геометрические фигуры и полосы, которые превращали военные суда в своего рода "зебры". Цель такого камуфляжа - сбить с толку противника, особенно капитанов подводных лодок. Считалось, что такой камуфляж вводит врага в заблуждение относительно скорости и направления движения кораблей...
Что такое Чёрная Русь и где она располагалась?
21.03.2025 11:03 Аналитика
Что такое Чёрная Русь и где она располагалась?
Найти точные, документально подтверждённые сведения о Чёрной Руси не представляется возможным, хотя Чёрная Русь обозначена на некоторых старинных картах и упоминается в средневековых документах. Скупые сведения источников по-разному интерпретируются различными авторами. В данной ситуации для исследования истории Чёрной Руси необходимо познакомиться с разными точками зрения и выявить преобладающие мнения. Изучая Чёрную Русь, невозможно не коснуться вопроса о других «цветных» территориях средневековой Руси. Как объясняется колористическое обозначение некоторых территорий Руси в средние века? Согласно средневековым источникам, в средние века существовали Чёрная, Белая и Червонная (Красная) Русь. Почему для обозначения территорий использовали цвета? Согласно одной из гипотез, цветные названия отражали древнюю традицию красками обозначать стороны света: чёрный цвет соответствовал обозначению...
Белая Русь: Что означало и где располагалась
20.03.2025 11:06 Аналитика
Белая Русь: Что означало и где располагалась
Историко-географический термин «Белая Русь» находится в одном ряду с другими «цветными» обозначениями Руси – «Чёрная Русь» и «Червонная (Красная) Русь» и является столь же неопределённым понятием с перемещающимся географическим расположением и неоднозначным смысловым наполнением. Что известно о Белой Руси? Об изучении вопроса о Белой Руси Неясность определения названия «Белая Русь» лежит не столько в плоскости недостатка источников, сколько в их вольной интерпретации, зависящей от глубины исторических знаний исследователя. Более того, учёные выяснили, что в литературе, в том числе научной, в угоду собственным политическим и идеологическим взглядам, авторы допускают искажение цитат из письменных источников и ссылаются на несуществующие документы и факты. К примеру, в ряде современных работ сообщается, что Николай I запретил использование названия «Белоруссия», истоком которого являлся...