эхолоты и картплоттеры Garmin Panoptix - технологии для эффективной рыбалки

21.11.2024 17:36
Аналитика.
Просмотров всего: 13169; сегодня: 5.

История ювелирного дела в России

История ювелирного дела в России

С древних времен людей привлекают изделия из драгоценных металлов. Современные ювелиры в основном специализируются на изготовлении украшений, но исторически эти мастера также производили столовое серебро, декоративную и полезную утварь, а также церемониальные и религиозные предметы.

Истоки происхождения русского ювелирного искусства лежат в Византии. В XI-XII вв. мастера золотого и серебряного дела Киевской Руси переосмыслили древнюю художественную культуру Византии, добавив собственную оригинальность стиля, и уже создавали изделия из драгоценных металлов – перегородчатые эмали на золоте, чеканные и сканные с мельчайшей зернью украшения, резные и черневые на позолоченном фоне орнаменты и изображения фантастических птиц и зверей. Славились своими изделиями и серебряники Владимиро-Суздальской земли.

Монголо-татарское нашествие не только уничтожило множество памятников русской культуры и искусства, оно смело с лица земли и мастерские, где создавались эти памятники. Золотых и серебряных дел мастера были перебиты или уведены в плен.

Постепенно возрождалось художественное мастерство. Многие русские правители – от великих князей XV в. до императоров XVIII в. отправляли послов в Западную Европу для поиска и найма искусных ювелиров и посылали отечественных мастеров за границу для обучения. Конец XV – начало XVI вв. можно назвать периодом окончательного восстановления после варварских потрясений и расцвета русского ювелирного искусства: мастера серебряного и золотого дела в своих работах использовали техники эмали, черни, резьбы, литья, басмы и скани.

Представители воцарившейся в начале XVII в. династии Романовых приложили много усилий для преодоления экономического кризиса и восстановления государства после польско-шведской интервенции. Одним из важных шагов было воссоздание и стремительное развитие Золотой и Серебряной палат, которые уже в первой трети XVII в. насчитывали многочисленных мастеров различных специальностей из разных регионов страны. Мастера-серебряники и золотари нередко переходили из одного города в другой временно или навсегда, перенося с собой местные оттенки художественной культуры и особые приемы мастерства.

Изделия этого периода в изобилии украшены самыми разными орнаментами, навеянными опытом ювелиров Запада и Востока и умело интерпретированными русскими мастерами: диковинными птицами и животными, растениями, геометрическими узорами. Преодолевая большие технические трудности, мастера совершенствовали свои навыки, осваивали новые способы обработки драгоценных металлов, развивали художественные течения. Имена выдающихся ювелиров этого периода часто не известны широкой аудитории; многие годы искусствоведы и историки посвятили изучению и установлению авторства тех или иных изделий – ярчайших представителей русской ювелирной школы.

В этот же период было введено установление пробы и клеймение изделий из драгоценных металлов, окончательно оформленное юридически в 1700 г. указом Петра I «Об учинении для пробы золотых и серебряных вещей пробирных клейм…». В результате масштабных преобразований Петра I изменился образ жизни русского человека – реформа костюма 1700 г. требовала новых украшений – и в обиходе людей стали появляться привычные для европейцев, но не известные ранее русским людям диадемы, запонки, броши, пряжки для платьев и обуви. Именно в XVIII в. русское название «серебряных и золотых дел мастер», сменилось на европейское укороченное «ювелир». Новая столица – Санкт-Петербург – стала центром русского ювелирного искусства XVIII-XIX вв., в который стремились мастера из многих городов и стран. В результате в Петербурге образовалось новое направление в серебряном и золотом деле, внесшее много западноевропейского в русское декоративное искусство.

Петербургские золотых дел мастера и ювелиры Иероним Позье, Жан-Пьер Адор, Георг-Фридрих Экарт и другие выполнили в XVIII в. много высококачественных работ, среди которых одна из самых роскошных и прекрасных – корона Екатерины II, сделанная в 1762 г. Наряду с широко известными, исключительно пышными, бытовавшими при дворе и в великосветских кругах драгоценными предметами, авторы которых шли в общих формах и декоре в ногу с мастерами Западной Европы, в Российской империи трудились и мастера более скромные, обслуживавшие более широкие слои населения и в значительной степени сохранявшие и развивавшие исконно русские традиции в своих изделиях.

В XIX в. русское ювелирное искусство развивалось в рамках общеевропейской традиции и практики. Это отражалось и в ассортименте ювелирных изделий и в их стилистической связи с основными стилями эпохи – от ампира до модерна. Одной из главных и характерных особенностей развития ювелирного дела в это время в России стало создание крупных фабрик – Карла Фаберже, Ивана Хлебникова, Павла Овчинникова, Карла Болина, Игнатия Сазикова и др. Индивидуальное производство, характерное для ювелирного дела XVIII в., практически не осуществлялось: мастера-одиночки, не входившие в штат крупных предприятий, объединялись в артели или небольшие ювелирные мастерские.

Разные фирмы и артели конкурировали друг с другом, постоянно изобретали новые украшения, дизайн и технику обработки драгоценных металлов, стараясь идти в ногу с модными тенденциями, а иногда и опережая их. Наряду с вещами заказными и дорогими в больших количествах выпускались дешевые украшения для массового потребителя. 

Оправившись от революционных потрясений первой четверти XX в., в   1930-е гг. происходит расцвет ювелирной промышленности молодого советского государства. Советские украшения не отличались особой изысканностью и разнообразием: вся продукция выпускалась для потребителя с непритязательным вкусом, а стилистика базировалась на образцах и изображениях конца XIX – начала XX вв. Города с сильной дореволюционной традицией зачастую выдавали лучшие изделия.

Заводы, созданные преимущественно на основе национализированных предприятий крупнейших ювелиров Российской империи, работали ударными темпами, производя перечень наиболее востребованных моделей ювелирных изделий: ювелирный завод «Русские самоцветы», Костромской ювелирный завод, Бронницкий ювелирный завод, Свердловский ювелирный завод и др. Многие из этих предприятий продолжают свою деятельность и в наши дни.

Однако, несмотря на кажущийся простым дизайн украшений, в ювелирном искусстве отражалось богатство культуры и разнообразие регионов СССР: в Ленинграде производили украшения с горным хрусталем, в Таллине – с эмалью, а в Свердловске – с самоцветами.

В СССР существовали также мастерские при художественных фондах, изготавливавшие настоящие произведения искусства. Такие вещи не доходили до покупателей — их показывали на выставках, но иногда их дизайн перерабатывали и пускали в тираж. Помимо этого, отдельными мастерами изготавливались на заказ и для продажи в других странах штучные, редкие экземпляры украшений. Драгоценности из СССР ценились и в Европе за высокое качество ювелирных сплавов, одну из лучших в мире огранок, квалификацию ювелиров. Мода циклична и многие модели дореволюционных и советских украшений сегодня переживают второе рождение, вдохновляя современных мастеров русского ювелирного искусства.

Изображение (фото): Дзен


Исторические события:


Участники событий и другие указанные лица:

Тематические сайты: История, Культура, искусство, музеи, Одежда, обувь, аксессуары, Ремесленничество, Стиль, мода, дизайн, Ювелирная промышленность и изделия
Сайты субъектов РФ: Владимирская область, Костромская область, Московская область, Санкт-Петербург, Свердловская область, Татарстан Республика
Сайты столиц субъектов РФ: Владимирская область - Владимир, Свердловская область - Екатеринбург
Сайты городов субъектов РФ: Владимирская область - Суздаль
Сайты федеральных округов РФ: Приволжский федеральный округ, Северо-Западный федеральный округ, Уральский федеральный округ, Центральный федеральный округ
Сайты стран: Италия, Монголия, Польша, Россия, СССР, Украина, Швеция, Эстония
Сайты столиц стран: Украина - Киев, Эстония - Таллин
Сайты регионов мира: Азия Центральная, Европа Восточная, Европа Центральная, Прибалтика, Скандинавия
Сайты объединений стран: Европейский союз, СНГ - Содружество независимых государств

Ньюсмейкер: Альянс Медиа Центр — 12136 публикаций
Сайт: probpalata.gov.ru/about/history/istoriya-yuvelirnogo-dela-v-rossii/
Поделиться:

Интересно:

Международный Муниципальный Форум БРИКС стартовал в Санкт-Петербурге
01.11.2025 11:49 Новости
Международный Муниципальный Форум БРИКС стартовал в Санкт-Петербурге
Международный Муниципальный Форум БРИКС (ММФ БРИКС) начался в Санкт-Петербурге 29 октября. Генеральным партнером мероприятия выступает Правительство Москвы. В организации и работе мероприятия активное участие принимает Департамент внешнеэкономических и международных связей города Москвы (ДВМС) и Московский Центр Международного Сотрудничества. В ходе пленарной сессии «Стратегии развития умных городов: управление инфраструктурой» выступили руководитель ДВМС Сергей Черёмин, заместитель Министра иностранных дел России Сергей Рябков, председатель Московской городской Думы Алексей Шапошников, управляющий член совета директоров международной инвестиционной компании «Хуамин» (КНР) Ли Чжэн, Губернатор Гаваны Янет Эрнандес Перез и другие официальные лица. Они обсудили модели устойчивого развития муниципалитетов, эффективные «умные» технологии и цифровые решения, эффективные форматы обмена...
История рекламы в России
30.10.2025 19:02 Аналитика
История рекламы в России
В Средние века на Руси, чтобы привлечь покупателей, коробейники и зазывалы устраивали театрализованные представления со стихами и музыкой. О том, как на смену такой рекламе пришли газетные объявления, плакаты и телевизионные ролики - читайте в материале. Первая реклама: выкрики, прибаутки и лубки Первая реклама на Руси появилась на рубеже X и XI веков. Тогда купцы стали нанимать коробейников и зазывал, которые придумывали про товары небольшие стишки. В то же время на ярмарках были распространены выкрики и прибаутки. В них продавцы описывали товары, сообщали об их цене. Чтобы завлечь покупателей, зазывалы придумывали шутки. Выступления часто сопровождались театральными представлениями и музыкой. Возникла в это время и первая антиреклама — остроумные...
Вечный источник тока: загадка "багдадской батарейки", которой 2000 лет
29.10.2025 19:03 Новости
Вечный источник тока: загадка "багдадской батарейки", которой 2000 лет
В 1936 году недалеко от Багдада нашли странный древний артефакт. Казалось бы, обычная керамика возрастом две тысячи лет. Но когда специалисты изучили находку, ахнули: конструкция способна производить электрический ток. Могли ли древние цивилизации знать об электричестве? Или это величайшая археологическая ошибка, которую до сих пор не хотят признавать? Уникальная находка, которую никто не искал История началась в местечке Худжут-Рабу, неподалеку от древнего Ктесифона — столицы Парфянской империи. Рабочие копали траншею для железнодорожных путей и обнаружили развалины древнего поселения. Среди руин нашли необычный глиняный сосуд. Находкой заинтересовался Вильгельм Кениг — немецкий археолог, работавший в Национальном музее Ирака. Впрочем, как именно артефакт попал к нему, доподлинно не известно. Одни источники утверждают, что Кениг сам участвовал в раскопках 1936 года. Другие —...
Как родные: история обрусевших вещей
29.10.2025 13:10 Аналитика
Как родные: история обрусевших вещей
Многие изобретения древних народов сегодня были бы знакомы лишь историкам, если бы не получили второе рождение в России. Кто помнит, что предок кокошника родом из Древней Греции, а валенки пришли к нам от иранских племен, кочевавших в Центральной Азии? О самых известных русских «брендах» с нерусскими корнями - читайте в материале. Купола церквей После принятия христианства на Руси началось строительство храмов по византийскому крестово-купольному образцу. При этом древнерусские церкви не были их точной копией. Они отличались большими внутренними объемами и особой устремленностью ввысь. Византийские культовые сооружения строились из камня, а русские — в основном из дерева, хотя до наших дней сохранились именно каменные сооружения. Отличались русские храмы и количеством куполов:...
Они взяли Берлин. Через 30 лет...
27.10.2025 19:01 Аналитика
Они взяли Берлин. Через 30 лет
Шесть полных кавалеров Георгиевского креста стали Героями Советского Союза. Георгиевский крест считался самой почетной солдатской наградой в русской армии эпохи Первой мировой. Награда имела четыре степени. И счет полных кавалеров Георгиевского креста шел на тысячи. А воинов, ставших еще и Героями Советского Союза, можно пересчитать по пальцам. Иван Тюленев (1892 - 1978) Происхождение. Сын солдата. Чин, место службы. Драгун, младший унтер-офицер 5-го драгунского Каргопольского полка. Заслуги. Крест IV степени - за отличие в бою 11 сентября 1914 года, когда, "будучи в разъезде у д. Холупки-Сечки окруженным противником, прорвался через неприятельские цепи и присоединился к эскадрону, дав ценные сведения о противнике и его тыле"1. Крест III степени - за лихую разведку на реке Бзуре 15 марта 1915 года2. Крест III степени, замененный крестом II степени, - за то, что 14 июля...