07.01.2004 Горящий товар Изучая психологию в Московском государственном университете, Ирина Крамаренко даже не думала становиться предпринимателем. Тем не менее созданная ею марка "Свечной двор" сегодня одна из самых известных в своей нише. Чтобы основать дело, предпринимательнице хватило $500. В студенческие годы Ирина подрабатывала помощником руководителя фирмы, которая занималась ремонтом, связанным с заменой автостекол. За полтора года работы она поняла, что бизнес - "это не так сложно, как кажется". Нужно лишь найти правильную идею. Для себя она решила, что это должна быть простая технология (не требующая особых вложений при внедрении), с помощью которой можно предоставлять некую новую на рынке услугу. Вскоре Ирина Крамаренко отправилась в Штаты по делам фирмы и там быстро нашла нужную идею. На Рождество соседка-американка решила подарить своему бойфренду самодельную свечу. Купила килограмм парафина, метр фитиля, краситель и ароматизатор, перемешала ингредиенты в кастрюле, залила в стаканчик - и получила великолепную свечу. В России Ирина таких никогда не видела. Крамаренко заинтересовалась этой темой, начала читать специальную литературу, даже вступила в Ассоциацию свечных производителей и бесплатно, за обучение, поработала на трех свечных заводиках. Через полгода она вернулась в Москву, предварительно заказав на $500 материалы для первой партии свечей. Она предложила шефу новое направление бизнеса, он согласился помочь: дал ей возможность заниматься своим проектом, пользуясь офисом, бухгалтерией и прочими ресурсами фирмы. Ирина сделала 20 свечей, сфотографировала их и отправилась "по предприятиям" в надежде, что они захотят приобрести себе или своим сотрудникам такие свечи. "Я сказала, что у меня есть предприятие и есть склад, который находится там-то. Если вы заинтересованы, приезжайте", - рассказывает она. Через день на "склад" (комнатка в гараже) приехал человек и купил все 20 свечей. В течение месяца Ирина Крамаренко наняла помощницу по производству и обучила ее делать свечи. Затем наняла помощницу по реализации, которая начала развозить довольно тяжелые свечи в общественном транспорте, погрузив их в сумку на колесах. Конкурентов не было, магазины раскупали свечи нарасхват, и небольшое производство едва успевало выполнять заказы. Через год фирма производила уже 800 - 1000 свечей в месяц. Ирина отделилась от фирмы, под крылом которой начинала, потихоньку увеличивала штат, сняла дополнительные площади, купила машину для развоза продукции. Но в 2000 г., когда объемы производства дошли до 6000 свечей в месяц, легкий период жизни фирмы закончился. У "Свечного двора" появились конкуренты - как российские, так и зарубежные производители. Пришлось срочно осваивать новые ниши - эзотерические и магические салоны, ритуальные фирмы, рестораны, рекламные агентства. Через некоторое время у "Свечного двора" образовался постоянный круг клиентов. Сейчас около 60% продаж приходится на индивидуальные заказы - прежде всего подарочные свечи с логотипами разных компаний. Сейчас в "Свечном дворе" работает, в зависимости от сезона, от 20 до 30 человек, фирма выпускает 10 000 - 15 000 свечей в месяц (от 15 до 300 руб. за свечку). Для декоративных свечей класса премиум это большой объем. Обычно такими свечами занимаются совсем маленькие ремесленные производства, часто состоящие лишь из мужа и жены. По словам Татьяны Матюшиной, заместителя гендиректора агентства рыночных исследований и консалтинга "Маркет", свечное производство "совершенно несовременно". "Там всегда очень много ручного труда - роспись, резьба. Полностью автоматизированного производства не существует, за исключением хозяйственных, простых церковных и самых простых декоративных свечей", - говорит Матюшина. По данным "Маркета", производство свечей в России растет на 20 - 30% в год и в прошлом году составило 12 250 т. Лишь около 15% приходится на церковные свечи, которые в отличие от светских часто делаются не из парафина, а из воска (абсолютный лидер по производству церковных свечей - принадлежащая патриархии компания "Софрино"). Тонна российского парафина стоит до $440. Каждый килограмм необработанного парафина - 12 руб., в виде декоративных свечей его цена возрастает в среднем до 175 руб., не считая розничной надбавки. Правда, есть проблемы со свечным сырьем. Парафин - побочный продукт при производстве нефти. Из четырех отечественных сортов парафина сорт самой высокой очистки, пищевой парафин П-1, перестали производить из-за войны в Чечне (единственным предприятием в СССР, выпускавшим П-1, был Грозненский НПЗ). Остались два технических сорта, годных фактически лишь для хозяйственных свечей, и один пищевой - П-2. Это лучшее, что делается в России, но и этот сорт изначально разрабатывался не для свечей: в нем недостаточно масла, поэтому свеча течет, и он недостаточно хорошо очищен, поэтому сделанные из него свечи могут шипеть. За рубежом парафинов, предназначенных только для свечей, насчитываются десятки, но они дороже отечественных в 2,5 раза. Плюс к этому цена возрастает за счет транспортных расходов. Свечи - хрупкий товар, который очень сложно транспортировать. Из-за этого, а также из-за слишком высокой себестоимости продукции в Москве (в свече стоимостью 100 руб. примерно 35 руб. приходится на зарплату, 30 руб. - на аренду и накладные расходы, остальное - на материал и пр.). Профессиональный психолог, Ирина Крамаренко довольно быстро поняла, что деньги в ее бизнесе не особенно мотивируют - важнее, чтобы люди получали удовольствие от работы. С другой стороны, работа свечного мастера хотя и творческая, но порой монотонная. "Вот представляете - сидеть и весь день рисовать только шапочки", - показывает она на свечку в виде обезьянки в новогоднем колпаке. Пробовали ввести дни творчества раз в месяц: в этот день все сотрудники могли делать любые свечи, какие захотят. "Это было воспринято на ура. Но потом пришлось прекратить, потому что не хочется никого обидеть, а иногда очень трудно объяснить, почему мы конкретно это не можем сейчас пустить в производство", - объясняет хозяйка "Свечного двора". |