19.12.2010 Красноярск: рынок бизнес-сувениров все более привлекателен для малого бизнеса На изготовлении сувениров специализируется больше 120 фирм Красноярска. Активно развиваться рынок бизнес-сувениров в Красноярске начал во второй половине 90-х годов. Именно тогда в столице края появились первые рекламные агентства, предлагавшие услуги по изготовлению такого продукта. "Тогда очень много предприятий пользовались услугами московских рекламных агентств, - рассказывает исполнительный директор РА "Сувенир" Изабэлла Арефьева. - Мы начали заниматься сувенирной продукцией в 1997 году, до нас в этом направлении работало только одно агентство - "Группа-7". Конечно, мелкие мастерские, которые могли на заказ изготовить несколько наименований, были и раньше". Востребованность услуги, по мнению Арефьевой, была всегда. Сегодня основные игроки на рынке - это специализированные агентства по производству сувениров, которых не больше десяти (лидеры: "Сувенир" и "Группа-7"), и крупные рекламные агентства, которые предлагают сувениры в качестве одной из услуг в своей линейке. Очень много мелких фирм, которые, имея один-два станка, тем не менее оттягивают часть клиентов (всего на изготовлении бизнес-сувениров специализируются больше 120 фирм в Красноярске). "Конкуренцию оценить сложно, - говорит Арефьева. - Небольшие компании я не могу рассматривать как конкурентов, они не предоставляют полного спектра услуг в нашей отрасли. Поясню почему. Корпоративные клиенты, на которых мы ориентированы, редко заказывают отдельно партию ручек или блокнотов. Им интереснее получить сразу комплекс сувениров плюс открытки и календари... Именно поэтому мы в свое время поставили себе задачу приобрести все оборудование, необходимое для изготовления сувениров". По данным Российской ассоциации поставщиков и производителей сувениров (РАППС), емкость отечественного рынка сувенирной продукции в докризисный период составила около 300 млн долларов. Оценить рынок в Красноярске игроки затруднились. Но по общей практике он является составной частью российского рекламного рынка, занимая около 6% от объема последнего, а в краевом центре его измеряют в пределах 1,5-2 млрд рублей. Технологий сегодня существует много: шелкография, тампопечать, тиснение, различные виды термотрансферных переносов, гравировка, вышивка. Видов носителей также неограниченное количество: посуда, бижутерия, элементы интерьера и одежды, канцелярия, упаковочные материалы и т. д. Все, что окружает вас в жизни, может оказаться полезным в работе, в быту и на отдыхе может стать сувениром. Носители привозятся в Красноярск, как правило, из Москвы. Предприятия оформляют дилерство на продукцию тех или иных производителей, разумеется, это отражается на цене конечного продукта, но иного выхода нет. Местных производителей, которые бы могли предоставить носители надлежащего качества, к сожалению, найти трудно. Если же для производства требуется сырье вроде кожи, ткани, бумаги и т. д., тогда сотрудничество налаживается напрямую с производителями. Есть почти у каждого агентства и авторские сувениры, которые придумываются и разрабатываются в конкретной фирме. Их доля небольшая в общем объеме, но они востребованы. Производство полностью автоматизировано, но иногда частично используется и ручной труд. Красноярские игроки активно позиционируют себя и в крае, но все же это небольшая доля заказов. Основные клиенты - предприятия Красноярска. За них ведут борьбу менеджеры компаний, разрабатывая личные бренд-пакеты, индивидуальные программы заказов, системы скидок. "Мы пробовали работать с розничным сегментом, но и мы, и наши конкуренты ушли с этого рынка, - говорит Изабэлла Арефьева. - Делаем акцент на корпоративных заказчиках, среди которых много наших постоянных партнеров". Есть мнение, что спрос среди этой аудитории снизился за последние годы: предложений схожего профиля в городе очень много. Юлия Романова, маркетолог рекламного агентства "Ориентир-М", считает, что развитие отрасли остановилось. И это связано с рядом причин. "На мой взгляд, насыщение рынка уже произошло, - говорит она. - Сейчас для заказчиков сувенирная продукция не больше чем дань традиции. У клиентов сложилось мнение, что этот механизм - дарить ручки-блокноты-майки со своими логотипами - уже не работает. Рынок потихоньку начинает падать. Нам нужны новые предложения, но их нет даже у московских фирм. А значит, пока мы будем топтаться на месте, вкусы клиентов будут перемещаться по горизонтали: от моды на текстиль к моде на кружки и т. д. На рынке представлена однотипная продукция, все торгуют одним и тем же, и успешность бизнеса зависит только от менеджеров". Кризис, как и на всех рекламщиках, на этой сфере проявился очень ярко. "Мы, по сути, работаем в сегменте B2B ("бизнес ту бизнес"), поэтому зависим от всех колебаний в обществе, - говорит Арефьева. - Возможно, поэтому я сейчас не чувствую, что предприятия Красноярска действительно выходят из кризиса. Таких объемов, как раньше, нет". По наблюдениям рекламных агентств, изменилась и структура заказов: предприниматели стали требовательнее относиться к бюджету, перераспределение средств происходит более вдумчиво. Постепенно меняется и отношение клиентов к расстановке приоритетов в выборе производителя. Уходит в прошлое стереотип, которому были подвержены многие крупные заказчики Красноярска: якобы проще заказать сувениры в Москве. Там, мол, сделают и качественнее, и интереснее. Местные компании конкурируют со столичными только по работе с особо крупными заказчиками. В качестве серьезного подспорья рекламным агентствам выступают заказы от бюджетных организаций, участие в конкурсах и тендерах городской и краевой администраций. Рынок сувениров - один из тех, на которых сезонность выражена очень ярко. Новый год - период, в который стабильно из года в год волнообразно повышается спрос. То же касается и других общероссийских праздников. Даже несмотря на снизившийся спрос, в декабре крупным фирмам приходится работать круглосуточно. Изготовление сувениров - отрасль, в которой многие видят большую перспективу для развития малого бизнеса. Однако войти на рынок на достойном уровне получается далеко не у всех. "В России широко представлено оборудование для организации малого бизнеса: аппараты для производства значков и других небольших сувенирных изделий, - рассуждает Александр Ворошилов, председатель правления краевой общественной организации "Поддержка малого бизнеса". - Оборудование, как импортное, так и отечественное, относительно доступно. Но так как уличная торговля запрещена, а арендовать помещение в торгово-развлекательном центре или просто в большом магазине для начинающего предпринимателя неподъемно, возникает серьезная проблема со сбытом". Но Ворошилов отмечает, что красноярцы все чаще занимаются таким видом заработка. Сверхприбылей это занятие, конечно, не приносит, но на мелком уровне вполне способно заменить заработную плату на хорошем предприятии. Изабэлла Арефьева, напротив, не считает появление большого количества мелких игроков признаком развития рынка. "Рентабельность, к сожалению, очень низкая, - говорит Изабэлла Арефьева. - Окупаются первоначальные вложения долго. Люди, которые заходят на рынок, не зная всей сложности работы в этом сегменте, вкладывают деньги и прогорают". Причины низкой рентабельности называют разные: и дороговизну оборудования, и высокую конкуренцию, и демпинг, который исходит, как правило, от новых игроков. "Предприятия выходят на рынок с уже сложившимися ценами, начинают демпинговать и подрывают его, - рассуждает Арефьева. - В итоге они все равно либо закрываются, либо меняют тактику работы, но на остальных игроках такие "выходки" сильно отражаются". Чтобы зайти на рынок на достойном уровне, уверяют игроки, требуются немалые денежные вливания. Специфика производства такова, что оно не всегда может быть расположено на окраине города. Соответственно, высокая арендная плата и трудности с площадями также дают возможность для заработка только сильным и крупным игрокам, сообщает газета |