09.11.2010 Фарфор на перроне Благодаря своему высокохудожественному оформлению некоторые станции московского метро напоминают музей. Но этого, как оказалось, мало: на одной из станций столичной подземки на днях разместили самые настоящие стеклянные стенды с экспонатами. «Русский фарфор в Московском метрополитене» – так называется выставка, открывшаяся в вестибюле станции «Воробьевы горы». В течение нескольких месяцев здесь будут демонстрироваться изделия ведущих российских фарфоровых заводов. Фарфор в Московском метрополитене - отнюдь не новичок. Этот материал использовался на нескольких станциях постройки 1930-х - 1950-х годов. Так, «Проспект Мира» Кольцевой линии украшают растительные орнаменты и барельефы со сценами сельскохозяйственного труда. А на «Театральной» глазурованным и золоченым фарфором выложены целые сюжеты на тему расцвета искусства и культуры в Стране Советов. Фарфор - материал хрупкий, уязвимый. Именно поэтому вот уже более полувека фарфор не используют для «капитального» оформления станций. Но просторный перрон недавно отреставрированной станции над Москвой-рекой позволил устроить временную экспозицию лучших образцов отечественного фарфора. Учитывая пассажиропоток метрополитена, можно сказать, что это одна из самых открытых и демократичных художественных выставок в Москве. Экспонаты народных промыслов предоставили четыре известных предприятия: три подмосковных и одно петербургское. Четыре непохожих стиля, четыре всемирно известных бренда. За каждым изделием - богатейшие традиции, насчитывающие порой не одно столетие, и высочайший уровень мастерства художников. Мастера Объединения «Гжель» предоставили вазы, квасники, кумпаны. Впечатляет лампа «Карусель», выполненная в веселом «ярмарочном» стиле, с элементами фольклора и сказки. Каждая из фигур на этой карусели наделена своими индивидуальными чертами. Дулевский фарфоровый завод показал знаменитые изделия 50 - 60-х годов, выигрывавшие в то время престижные всесоюзные и международные конкурсы. Так, набор «Золотой олень» (чайник, сосуд для вина и др.) отличает свободная, раскованная манера письма, звонкие краски. А скульптура «Сокол» (1957 г., художник Алексей Сотников), завоевавшая «Гран-при» на Всемирной выставке в Брюсселе, стала с 1962 года товарным знаком ДФЗ. Разнообразны представленные здесь изделия «Мануфактуры Гарднеръ», что вот уже без малого 250 лет работает в подмосковных Вербилках. Это предприятие еще при Екатерине II было поставщиком русского императорского двора. На выставке обращает внимание набор гарднеровских кружек на военно-морскую тему: «Петр I», «Нахимов» и «Колчак». Все они изобилуют русской флотской атрибутикой, богато декорированы на старый классический манер. Несколько великолепных произведений предоставил Императорский фарфоровый завод в Петербурге. И если сервиз «Кобальтовая сетка» варьирует мотивы одного из «придворных» шедевров середины ХVIII века, то композиция «Звуки мегаполиса» напоминает о традициях супрематизма и архитектуре русского авангарда. На открытии выставки представители легендарных производств говорили о готовности и в дальнейшем участвовать в подобных экспозиционных проектах, несущих искусство в массы в самом буквальном смысле слова. Возможно, традиции этих выставок в метро станут прочными. И тогда, быть может, в Москве появится станция «Гжельская», оформленная работами знаменитых подмосковных мастеров, или специальный «Фарфоровый» поезд в соответствующем стиле. Еще продолжалась церемония открытия, как пассажиры, привлеченные необычным зрелищем, уже начали выходить из вагонов и рассматривать необыкновенные фарфоровые экспонаты, выставленные на медленно вращающихся круглых стендах. |