27.04.2010  Москва: народные промыслы - сплав искусства и бизнеса

   В столичном ВВЦ с большим успехом прошел Пятый фестиваль народных мастеров и художников России "Жар-птица".
   На фестивале были представлены произведения как уже состоявшихся мастеров, например филимоновская и романовская игрушки, так и поделки от новичков. Из разных российских регионов, дальнего и ближнего зарубежья в Москву привезли изделия из металла и кружев, стекла и дерева, глины и теста и даже рыбьей чешуи!
   Под песни фольклорных ансамблей мастера не только бойко торговали изделиями, но обучали всех желающих секретам ремесла.
   В течение всей ярмарки специалисты столичных центров занятости, региональных агентств поддержки малого бизнеса провели бесплатные консультации для ремесленников. Многие только здесь узнали о финансовых льготах, которые предоставляет Москва участникам подобных выставок. Некоторым участникам повезло вдвойне: им удалось заключить здесь прямые договоры о поставке продукции с торговыми предприятиями столицы. Другие "искали счастье" в дальних регионах.
   Кто-то даже договорился с магазинами о реализации своих изделий.
   Корреспондент "МК", опросив участников выставки, пришла к выводу, что народное творчество сегодня является прочным сплавом искусства и бизнеса. Хотя многие мастера признают, что без государственной поддержки народные промыслы не выживут. Даже такие раскрученные бренды, как "Гжель" и "Хохлома", испытывают серьезные трудности. Но есть и обнадеживающие тенденции. Вот свежий пример - недавно казалось, что в Рязанской области исчезает самобытная скопинская керамика, но местные власти решили поддержать городской бренд - выделили мастерам помещение под магазин. И ремесленники воспряли духом. А в Москве, например, за последние пару лет открылось более 100 торговых точек, в которых под приятным брендом "Московский подарок" выставлена продукция исключительно народно-художественных промыслов. Причем представлено там именно народное творчество, а не надоевший заграничный ширпотреб.
   К сожалению, таких удачных примеров немного. Правда, в последнее время пытаются поддержать народные промыслы некоторые музеи - им нужна своя эксклюзивная сувенирная продукция. К примеру, в Ясной Поляне начали делать игрушку из местной глины. Но пока работа идет на голом энтузиазме. Не лучше обстоит дело и у малых предприятий, работающих в сфере сувенирной продукции. Их количество сокращается.
   Ведь в этом производстве очень много ручного труда, а он всегда дорог, и такие изделия не могут быть дешевыми по определению. А в условиях кризиса многие россияне неохотно тратятся на сувениры. Чтобы реализовать свою продукцию, ремесленникам приходится кочевать с выставки на выставку.
   Но, несмотря на все проблемы и трудности, фестиваль все пять дней активно работал, торговал и учил мастерству. Многие мастера заработали неплохие деньги от продажи. Однако никакими суммами не оценить общение с интересными коллегами, с восторженными зрителями. Пусть кому-то из мастеров не удалось все продать, но он видел заинтересованные взгляды посетителей, слышал добрые слова и высокую оценку своего труда. А это хороший заряд оптимизма, стимул для развития творчества. Именно благодаря этому народные мастера у нас, к счастью, не переведутся. Подавляющее большинство опрошенных участников фестиваля пообещали приехать на ВВЦ еще раз.
   ИА "Альянс Медиа" по материалам газеты "Московский комсомолец"