22.02.2010  Народные промыслы перепрофилировали в международные

   Художественные промыслы России борются за выживание. Знаменитые русские матрешки, расписные шкатулки, легендарная «Золотая Хохлома» могут исчезнуть бесследно. Кризис снизил спрос на продукцию народных мастеров – а значит, и надежду на заказы для фабрик, которых только в одной Нижегородской области около десятка. План по сохранению и развитию уникальных промыслов был вынесен на повестку выездного заседания областного художественно-экспертного совета. Власти обещают помочь мастерам, но пока корреспонденты «Новостей культуры» обнаружили на фабрике «Семеновская роспись» не привычных матрешек, а совсем других персонажей.
   Традиционных русских матрешек на фабрике «Семеновская роспись» теперь выпускают меньше на семьдесят процентов. Народные промыслы перепрофилировали в международные – иностранцы делают заказ за заказом. Последний был из Японии, где известный телеканал готовится отметить 25–летие мультсериала про черепашек. Героев выдумывали недолго.
   Японцы прислали свой вариант игрушки, а семеновские художницы ее переодели. Двадцать пять деревянных кукол – это все, что осталось от семеновской традиции. Дальше – сплошной эксперимент.
   «Русская матрешка, конечно, сложнее. В ней выкладываешься душой. Техника тоже нужна, какие-то добавочные элементы, разживочка должна быть аккуратная – а для этого надо специально долго тренироваться. Здесь проще. Здесь только мазки, ляпки, пятнышки», – говорит художница фабрики «Семеновская роспись» Нина Красильникова.
   Еще один заморский заказ – немецкая реклама колбасы. Художницы в шутку называют этих матрешек «колбаски». Чтобы выжить, «Семеновская роспись» готова выпускать даже очень необычную продукцию. Например, набор из пяти кукол. Одна в очках, другая в тельняшке, третья – заяц, но все почему-то с закрытыми глазами.
   «Это японский заказ. У них называется "голубая матрешка". Почему голубая, когда она розовая, мы не знаем», – замечает начальник художественного цеха фабрики «Семеновская роспись» Галина Керженская.
   Иногда в импортном заказе находится местечко и для традиционной русской матрешки, однако вопрос о сохранении народного промысла по-прежнему остается открытым.