08.01.2010  Почему туристы не могут увезти крымские сувениры

   Когда-то крымчане жили в окружении вещей, сделанных вручную: бедные довольствовались изделиями попроще, богатые заказывали их у лучших мастеров. Уже в середине 20-х годов прошлого века было ясно, что дешевая и незатейливая фабричная продукция совсем скоро окончательного вытеснит из быта кустарную, оставив ей место среди сувенирных поделок. В Крыму традиционные народные промыслы: гончарное и ювелирное дело, резная работа, вышивка, изготовление тканей, медной посуды, войлоков, ковров и многое другое — сокрушительный удар получили во время голода 1921 — 1922 годов. Множество мастеров просто не пережили это время. Позже упрощение быта привело к тому, что вещи ручной работы, даже высокохудожественные, просто не находили покупателей. А после депортации, казалось, не осталось уже и наследников тех мастеров.
   И все-таки сегодня в Крыму есть люди, которые заставляют окружающих с благоговением относиться к вещам ручной работы, выполненным в народном стиле. Но эти работы тщетно пытаются найти на сувенирных лотках полуострова иностранцы, стремящиеся увезти отсюда не стандартные китайские безделушки с наклейкой «Привет из Крыма», а настоящее произведение искусства. Что же мешает крымским мастерам сделать свои изделия визитными карточками полуострова?
   Связь с прошлым
   Только в Западной Украине никогда не прерывалась передача традиционных ремесел из поколения в поколение. Здесь есть целые села, где в каждой хате режут по дереву, ткут, вышивают, занимаются росписью — и живут только этим. Там как раз и сливаются понятия «народный умелец» и «профессионал». Все работы скупают оптовики, которые вывозят их в Россию, Польшу, Германию и другие страны. В Крыму же многие народные искусства пришлось действительно возрождать. И порой результат не оправдывал усилий. Член Национального союза художников Украины, мастер ковроткачества Мамут Чурлу считает, что далеко не всегда люди, которые за это брались, вообще понимали разницу между искусством профессиональным, самодеятельным и традиционным. Если первое — это стремление обученного художника показать свой талант, второе — воплощение идей талантливого самоучки, произвольно выбирающего тему, сюжет, стилистику, то третье немыслимо без тесной связи с прошлым. Именно поэтому, например, несколько лет назад увенчались неудачей попытки пополнить полуостров масте- рами, которые изготавливали бы шерстяные ковры-килимы. Женщин из нескольких районов обучили ткать на ручных станках — но на этом дело и закончилось. «Их не учили художественным традициям, ограничившись обучением ремеслу, — рассказал Мамут Чурлу. — В итоге эти ученицы воспроизводили орнаменты произвольно, не имели понятия об их смысле, а это не было интересно и в итоге оказалось невостребованным». К тому же далеко не у каждого желающего опробовать себя на поприще традиционного искусства есть возможность знакомиться с образцами, хранящимися в музейных фондах, копировать их узоры и орнаменты.
   Росписи, гончарному искусству и народным вышивкам — крымскотатарской, греческой, украинской — на полуострове повезло больше. С каждым годом мастеров и мастериц, которые не просто совершенствуются в этом искусстве, но и пытаются заработать с его помощью, становится все больше. По пальцам одной руки можно сегодня пересчитать крымских мастеров-ювелиров, работающих в народном стиле. А для приезжих да и самих крымчан изделия, выходящие из-под их золотых рук, очень интересны. Так, на вещи работы знаменитого бахчисарайского ювелира Айдера Асанова и его дочери Эльмиры даже… создалась очередь, поскольку спрос намного превышает предложение.
   Мастера вне закона
   А все-таки поддержка большинству крымских мастеров очень нужна. Многие сейчас фактически существуют вне закона. То есть закон о народных художественных промыслах в Украине имеется, но он оторван от реальной жизни. Чего стоит, например, определение трудовой деятельности мастера, который должен либо работать по трудовому договору с предприятием народных художественных промыслов (а где на полуострове таковым взяться?), либо трудиться индивидуально. При этом в классификаторе просто отсутствуют названия многих профессий, связанных с народными промыслами. Председатель крымского регионального отделения Союза мастеров кузнечного искусства Украины Олег Криворученко пояснил, что при таком положении дел невозможно зарегистрироваться в налоговой. «Наши молодые мастера, у которых нет трудового стажа, вынуждены трудоустраиваться фиктивно, они социально незащищены, — сообщил он. — А все потому, что юридически профессии «кузнец художественных форм» нет». Редкий крымчанин, занимающийся народным художественным промыслом, может похвастать наличием собственной мастерской — ну разве что у него есть свой дом и возможность построить ее во дворе. У остальных все производство размещается в квартирах. Сегодня мастерские предоставляются только художникам, членам профессиональных объединений, а чтобы занять место в их рядах, сообщила крымский мастер по коже Екатерина Тарниенко, необходимо представить свои работы, как минимум, на пяти выставках. Но в том-то и беда, что декоративно-прикладных вернисажей на полуострове проводится очень немного и еще не факт, что работы примут.
   Культура добрососедства
   Вопрос о продаже собственных изделий для мастеров самый больной. Показать свое искусство удается на крымских фестивалях и праздниках — но они случаются не так часто, чтобы можно было на них рассчитывать. Несколько раз в год выезжают крымчане на традиционные ярмарки в разные города и села Украины. А вот бесплатные места в шеренгах торговцев сувенирами на набережных курортных городов местные власти им предоставлять не спешат. Как и землю для строительства центров народных промыслов. Олег Криворученко упомянул, что подобный живой музей мог бы возникнуть, к примеру, в Симферополе: все желающие могли бы ознакомиться с кузнечным ремеслом, даже попробовать в нем свои силы, осмотреть выставленные работы и увезти с собой выкованные вручную сувениры либо вполне функциональные предметы интерьера. Но обещанный участок власти крымской столицы предпочли отдать под строительство супермаркета. Правда, как сообщила Наталья Гордецкая, председатель организации «Слоу Фуд Крым» (она является правопреемником Центра содействия развитию сельского и зеленого туризма автономии), с отдельными видами народных промыслов туристы могут знакомиться в этнографических центрах. Немецкий «Кроненталь» и украинский «Явiр» в Симферопольском, греческий «Карачоль» в Белогорском, крымскотатарский «Коккоз» в Бахчисарайском районах и другие уже хорошо знакомы любителям этнографического туризма. Сувенирная продукция, которую делают жители сел с этнографическими центрами, пользуется спросом.
   Впрочем, знакомство с народными традициями и мастерами, которые становятся преемниками некогда знаменитых крымских ткачей, медников и ювелиров, можно начать вовсе не с туристов. Заведующая отделом этноконфессиональных исследований крымского отделения Института востоковедения НАНУ Маргарита Араджиони уверена, что пробудить интерес к некогда популярным ремеслам полуострова можно еще в школе. В курсе «Культура добрососедства», который разработан для детей — от детсадовцев до школьников старших классов, очень много места отведено именно этому. Преподавание курса вводится по доброй воле руководства школ, иногда в отдельных классах. Четыре года назад эксперимент начался с 20 учебных заведений, сегодня культуру добрососедства изучают в 295 школах Крыма. Эти знания, по мнению Маргариты Араджиони, могут принести и практическую пользу, если сопровождаются посещениями тех или иных мастеров, этнографических центров: есть перспектива увеличения внутреннего туризма и спроса на сувенирную продукцию.
   Заместитель министра экономики автономии Вячеслав Резник считает, что у крымской власти найдутся и возможности, и желание поддержать своих мастеров и производство высокохудожественных изделий, которое может принести полуострову хорошие деньги. Все-таки стыдно в регионе, настолько богатом традициями и талантливыми людьми, предлагать приезжим импортный ширпотреб.