09.09.2009  Волшебный сад. К 185-летию Жостовского промысла

   10 сентября 2009 г. В 16.00. в выставочных залах Фонда народных художественных промыслов РФ (Леонтьевский переулок, д.7) состоится открытие выставки, посвященной 185-летию Жостовской фабрики декоративной росписи. Выставка, рассказывающая о почти двухсотлетней истории промысла, открывается в Москве впервые.
   Подмосковная деревня Жостово уже давно стала символом уникального народного искусства. Почти два века жители этой деревни владеют дивным мастерством, передавая тайны его из поколения в поколение – изготовление и роспись подносов. Жостовские произведения относятся к семье «русских лаков». Лакированные подносы в России были широко известны еще в 18 веке. Особенно славились, благодаря знаменитым Демидовским металлургическим заводам, из Нижнего Тагила. Причем подносы были настолько популярны, что функции их не исчерпывались только подачей блюд. Их вставляли в углубление в столах, и они служили оригинальной столешницей, а также являлись украшением интерьера домов, причем как купеческих, так и аристократических.
   История появления подносов в Жостово тесно связана с историей другого, не менее известного художественного промысла – лаковой миниатюры Федоскино. Территориальная близость этих двух деревень, менее часа, и явилась причиной того, что изначально материал, из которого изготавливалась изделия, был папье-маше.
   Предприимчивая крестьяне – семья Вишняковых – братья Тарас, Егор и Филипп, организовали в вначале 1810-х годов производство лаковых табакерок, коробочек, сигаретниц, чайниц и т.д. Со временем ассортимент расширился и значительное место в нем стали занимать подносы, причем не только из папье-маше, но и металлические. С именем Осипа Филипповича Вишнякова, который в 1825 году открыл лаковое производство на папье-маше и металле и связывают основание подмосковного жостовского промысла. В прейскуранте его мастерской значилось:"Заведение братьев Вишняковых лакированных металлических подносов, сухарниц, поддонов, из папье-маше шкатулок, портсигаров, чайниц, альбомов и проч. Существует с 1825 г.». Середина 19 в. – рост городов, развитие сети гостиниц, трактиров, питейных заведений. Спрос на подносы стал очень велик. Соответственно изготовление - делом очень прибыльным. И 1870-1880-ее годы в Троицкой волости стали появляться новые мастерские, более 22, из которых самыми крупными были О.Ф.Вишнякова и Е.Ф.Беляева. Именно к этому времени относятся наиболее ранние из сохранившихся жостовских подносов. Подносы в старину не подписывались, и определить время их изготовления можно было лишь по клеймам мастерских, а это были главным образом династии Вишняковых и перечню наград, получаемы на выставках. Жостовцы учли опыт других центров и создали свой неповторимый стиль. Наиболее дорогими считались подносы с жанровой живописью: мчащиеся тройки, сценки чаепития, охота, крестьянские девушки, а также знаменитые жостовские букеты. Как правило, это были розаны и георгины в обрамлении диковинных цветов, вьюнов и плодов. Изображение букета подчинялось плоскости подноса, но искусство мастеров и художников придавало изображению объем, воздушность, гармонию оттенков красок и бликов и особую лиричность. Секрет успеха подносов заключался в том, что железо покрывали грунтом, многократно лакировали и тщательно полировали как с лицевой, так и с оборотной стороны. Причем в росписи художники использовали те же приемы, что и в миниатюрной живописи. Цветы писали масляными красками, применяя технику лессировочного письма. А эффект объема и светящегося мерцания рисунка достигался использованием приемами свободной кистевой росписи.
   Начало 20-го века – производство подносов практически прекратилось и возобновилось лишь в 1920 году, с оживлением «кустарно-художественной промышленности». И в 1928 году в Жостово появилась артель «Металлоподнос», в которой работало более двухсот человек. Изделия отличались высоким качеством, которое достигалось ручной выделкой на всех стадиях производства. В эти годы цветочная роспись стала превалировать над жанровой и пейзажной. Промыслу пришлось пережить непростое время, когда, желая изменить традиционную направленность жостовской росписи попытались внедрить специфику станковой профессиональной живописи. Однако ведущие художники предприятия смогли этому противостоять и направить новые идеи на углубление традиционного мастерства. С 1960 года предприятие стало именоваться фабрикой декоративной росписи, на которой работают до сих пор представители жостовских династий Антиповых, Беляевых, Гогиных, Гончаровых, Вишняковых, Леонтьевых, Можаевых, Савельевых, Кледовых, известных с середины 19 века.
   Выставка представляет всю историю появления, развития и расцвета Жостовского художественного промысла на протяжении почти двухсот лет. На ней можно будет увидеть самые ранние подносы и шкатулки, датированные 1860-ми годами из мастерских Вишняковых; поднос, так называемый «червячок». Именно на таких подносах подавался чай в доме Л.Н. Толстого. В экспозиции выставки представлены уникальные произведения 20-х, 30-х, 40-х, 50-х годов. И, конечно же, изделия жостовских мастеров к. ХХ - н.XXI века высочайшего художественного уровня, что получило подтверждение на многочисленных российских и зарубежных выставках. Именно Жостовской фабрике декоративной росписи была объявлена благодарность за проведение уникальной по своему высочайшему художественному уровню выставки в рамках культурной программы саммита «Группы восьми» в июле 2006 года в г. Санкт-Петербурге. Творения жостовских умельцев хранятся в коллекциях Лоры Буш, Жака Ширака, английской королевы Елизаветы, испанского короля Хуана Карлоса II, в коллекциях первых лиц нашего государства. Дивной красоты поднос Заслуженной художницы Татьяны Шолоховой был подарен Папе Римскому Иоанну Павлу II. Сегодня Жостовский поднос – один из символов русской самобытной культуры, уникальное явление в мировой художественной практике, национальное достояние России. Традиции уникального мастерства предаются новым поколениям, что позволяет промыслу жить и развиваться.
   На открытии будет представлен мастер-класс по росписи подносов.