06.08.2009  Ну и что вы тут плетёте?

   Узорчатыми полотенцами и салфетками, платками и скатертями убран от пола до потолка один из залов Cерпуховского музейно-выставочного центра. Зал просто не узнать – в нем выставлены настоящие михайловские кружева.
   «Ну и что – михайловские? – удивится кто-то. – Нам это ни о чем не говорит». Оно и понятно. В последнее время мы привыкли к дешевым нейлоновым «кружевам», блестящим и трескучим – они совсем непохожи на те, настоящие, что плели в свое время наши прапрабабушки…
   На Руси существовало несколько школ кружевоплетения. Михайловская, или, как ее еще называли, рязанская (Михайлов – городок Рязанской губернии), была одной из наиболее крупных и самобытных. Здешнее плетение называли «численным» – для него используют от 10 до 60 коклюшек (причем считается, что это – один из простых способов) и нитки красного, желтого, белого, зеленого цветов… Знатоки народных промыслов утверждают, что в михайловском кружеве с наибольшей полнотой выразился народный вкус к простоте и ясности напряженного по цвету орнамента.
   А начиналось все с большой беды: в 1878 году многие села уезда выгорели в больших пожарах, крестьянам нужны были средства к существованию. И тогда местная земледелица по фамилии Казначеева предложила выход: почему бы бабам, тем, кто половчее, не начать плести цветные кружева на продажу?
   Ведь свои наряды они украшают испокон веку. И пошло-поехало: уже через четыре года кружева михайловских «погорелиц» демонстрировались на Всероссийской выставке (там на них «положила глаз» императрица), в 1886 году в Михайлове открылась первая в России художественная школа кружевоплетения, кружево стали вывозить в Османскую империю и Персию. Москва и Петербург на волне моды на собственную, русскую, старину скупали его километрами…
   А в 1927 году в Михайлове была создана артель кружевниц с прозаичным названием «Труженица», которая, пережив разные экономичесике формации и обзаведясь «приставкой» ЗАО, дожила до сегодняшнего дня. «Труженицы» и привезли в Серпухов свое прошедшее через века искусство.
   Как описать рязанское кружево? К нему категорически не подходят обычные эпитеты: воздушное, нежное, затейливое… Нет, оно по-язычески радостное, по-этнически эффектное, простое и дерзкое в цветовых сочетаниях, плотное, даже несколько грубоватое – под стать жесткой ткани крестьянского сарафана. Его не боишься взять в руки – оно не порвется и не запачкается, потому что, выражаясь в стиле современных рекламных слоганов, создано для жизни. Но какими праздничными делает это кружево обыкновенные предметы быта: скатерти, салфеточки, рушники… А если обработанное по краю кружевом полотно еще расцветить вышивкой, на которую михайловские девки тоже были мастерицами… Словом, пойдите на выставку, взгляните на витрины и стены – и вы, как и я, пожалеете, что не умеете держать в руках не то что 10, а даже две коклюшки…
   Наряду с «настольными» изделиями в экспозиции представлены отделанные кружевом наряды. За исключением двух сугубо «музейных» сарафанов, все можно носить: и легкий светлый костюм с молочными кружевными вставками, и экстравагантное серое платье с вышитой накидкой-болеро, и коктейльный сарафан на бретельках. Однако надевшей нужно иметь в виду: она наверняка окажется в центре всеобщего внимания. Ведь синтетическими китайскими «кружевами» нынче никого не удивишь, а вот такие вещицы «а ля рюс» вновь, как в последние десятилетия XIX века, завоевывают пресыщенную всем заграничным Россию.