25.04.2009  Народно-художественные промыслы сегодня и вчера

   Палех, Федоскино, Жостово – эти исконно русские названия сел давно уже стали символами народного искусства России. Что сегодня происходит в центрах народно-художественных промыслов, как выживают народные мастера, и что нужно для сохранения и возрождения уникальных ремесленных традиций. Об этом шла речь на конференции, которую 20 апреля провела в Москве Ассоциация народных художественных промыслов России.
   За последние 15 лет Россия потеряла более 50 предприятий народных промыслов. Остались без работы профессиональные кружевницы, резчики по дереву, берестяных дел мастера. Под угрозой исчезновения традиционные производства хрусталя и фарфора, едва выживают деревообработка и резьба по кости.
   Геннадий Дрожжин, председатель правления Ассоциации «Народные художественные промыслы России»: «Сейчас в тяжелом положении Федоскино, Жостово. Этим предприятиям по 200-300 лет. Больше таких предприятий нет ни в одной стране мира. Это мировая культура. Северная чернь, Ростовская финифть, Касли – это общая мировая культура».
   Еще сто лет назад Гончарова и Ларионов, Лентулов и Кончаловский интересовались разными формами крестьянской культуры. Вот на выставке в Третьяковской галерее жостовские подносы соседствуют с эскизами Кончаловского, а традиционные узоры платков напоминают рисунки Гончаровой.
   Евгения Илюхина, сотрудник Государственной Третьяковской галереи: «Свободное обращение с крестьянской культурой, с народным искусством питало искусство начала XX века. Чем оно так привлекало художников? Оно привлекало своей цельностью, не просто декоративностью, яркостью».
   Крестьянское искусство активно поддерживалось декретами советского правительства. В 20-х годах XX века появилось множество новых кустарных производств. И только в 90-е годы народным промыслам пришлось учиться выживать самим. Хохлома – один из удачных примеров выживания.
   Николай Коротков, заслуженный работник культуры РФ: «У нас на предприятии более 20 заслуженных художников России. Мы те же портреты пишем, те же иконы, миниатюры с растительным орнаментом».
   Участники конференции считают, что лишь с помощью государства можно сохранить народные промыслы России как культурное наследие страны.