12.12.2008  Москва: ремесленники стремительно развивают малый бизнес

   22 декабря открывается самая большая выставка-ярмарка в России – “Золотые руки мастеров”. Москва издревле славилась своими мастерами. В наше время есть организации, которые помогают возрождать и сохранять культурное наследие. Основная цель Московской палаты ремесел – это помощь активистам традиционных народных промыслов. При этом речь идет не просто о возрождении старинных ремесел и промыслов, а о придании им нового, коммерческого звучания.
   В преддверии этой выставки Леонид Кошелев, президент Московской палаты ремесел, встретился с корреспондентом “ВМ”.
   В.: Расскажите о Московской палате ремесел.
   
О.: Она была создана в 1999 году в соответствии с законом “О ремесленной деятельности в городе Москве” при активном участии Департамента поддержки и развития малого предпринимательства г.Москвы.
   При этом наша деятельность не ограничивается только Москвой. Участниками палаты могут быть индивидуальные предприниматели, организации, фирмы, коллективы со всех регионов России. За годы своей деятельности накопился немалый опыт сотрудничества с людьми творческими, людьми, пытающимися сохранить традиции ручного труда. Поэтому мы стали проектировать нашу модель и в других регионах. На сегодняшний день по образу и подобию организовано более 20 ремесленнических палат в самых разных регионах страны. Мы передаем не только опыт, но еще и являемся учредителями во многих из них. Например, в Тамбове, Ростове-на-Дону, Ульяновске.
   В.: Как на деле выглядит помощь вашей организации?
   
О.: Мы помогаем ремесленникам консультациями, объясняем, как можно зарабатывать на их навыках и способностях, правильно организовать бизнес. Для этого посвящаем людей творческих в основы менеджмента, маркетинга, технологий, помогаем выйти на рынок. Подсказываем, какую именно продукцию стоит производить, на каких моделях сделать акцент. В общем, все, что связано с вхождением в коммерцию, в настоящий бизнес, – это наша помощь, поддержка и забота.
   Мы также “двигаем” наших ремесленников на рынок: устраиваем выставки, фестивали, оказываем бесплатную PR-поддержку. Еще в наши обязанности входит ведение Ремесленного реестра Москвы; регистрация, выдача и хранение клейма субъектов ремесленничества; аттестация на звание “Мастер-ремесленник города Москвы”; координация деятельности ремесленных гильдий и других ремесленных структур московского региона; поддержка связей с региональными и международными палатами.
   В.: Приведите несколько примеров помощи Московской палаты ремесел.
   
О.: Например, одна компания сегодня с успехом продает специальное экологически чистое, выполненное из натурального дерева, покрытие для крыш. Их товар пользуется огромным спросом, особенно на Рублевке. И не зря. Помимо того, что крыша выполнена из очень качественного и экологически чистого шпона, так еще и гарантия на нее 300 лет. Этот “рецепт” – производство и технологию уникального шпона для наружных покрытий – восстановили несколько молодых Кулибиных из Тверской области. Им удалось раскрыть секрет крыши одной очень старой церкви у истоков Волги.
   Но старинное ноу-хау могло снова уйти в прошлое, если бы не наша палата. Мы разыскали этих добрых молодцев, разработали с ними бизнес-план, помогли выйти на рынок. Сегодня у ребят нет отбоя от клиентов. Гильдия печников тоже организована во многом с нашим участием. Ведь в начале 90-х годов дачники и жители коттеджей в основном устанавливали модные европейские печки и камины. Итальянские, французские и голландские новинки выглядели модно и стильно. Но дом-то по-настоящему протопить они не в силах. Постепенно русских печников удалось организовать. В то же время удалось собрать старинные традиционно русские секреты и технологии. И на сегодняшний день российские печи – это сочетание самых старинных русских традиций и новейших зарубежных технологий.
   В.: 2008 год подходит к концу. Что вы можете занести к себе в актив?
   
О.: Да практически все. Но самая большая удача – это было проведение Четвертого Московского международного фестиваля ремесел на ВВЦ. Мы придумали крытые шатровые конструкции, которые защищали людей от дождя. Поэтому даже когда была плохая погода, народ не расходился. Праздник удался и с экономической точки зрения. Все малые предприниматели, которые приезжали, очень быстро возвращались домой. Но не потому, что им что-то не понравилось, а просто их товары раскупали буквально за сутки. И это все говорит о том, что интерес к ремесленничеству растет.
   В.: Помогает ли город малому бизнесу, который занимается ремеслом?
   
О.: Конечно! Департамент поддержки и развития малого предпринимательства города Москвы оказывает содействие в организации проведения всевозможных мероприятий. Без него мы бы финансово не потянули. Тот же ВВЦ все время идет нам навстречу, отдает по минимальной цене площади в аренду. Также все префектуры с нами сотрудничают. Они создают специальные инфраструктурные подразделения, выделяют автобусы для выставок. И это, конечно, все хорошо, но нужно уже делать следующий шаг.
   В.: Какой именно?
   
О.: У нас в палате есть замечательная идея по созданию этнокультурного образовательного центра. Ведь ярмарки и выставки проходят всего лишь несколько дней. И большинство людей просто физически не могут на них попасть. А благодаря такому центру каждый человек в любое время сможет прикоснуться к истории своей страны, узнать о традициях своих предков и благодаря многочисленным мастер-классам овладеть каким-нибудь ремеслом. Все это нужно поднимать, так как народ начинает забывать о своих корнях. Ведь почему Россия всегда была могучей и непобедимой? А потому, что пользовалась опытом и традициями предков. Так что такой центр просто необходим. Эту идею поддержал мэр Москвы Юрий Лужков. Но, к сожалению, она до сих пор не реализована.
   В.: Участвует ли Московская палата ремесел в законотворчестве? О.: У нас проходит международная конференция по вопросам ремесленничества. И в этом году мы ее посвятим как раз законотворчеству. Впервые в Москве был принят закон о ремесленной деятельности. Он очень помогает в вопросах получения нежилых помещений, получения статуса мастера-ремесленника города Москвы, который позволяет заниматься образовательной деятельностью без лицензии. Нами разработан федеральный закон, который, к сожалению, до сих пор не принят и вот уже более 6–7 лет пылится в Госдуме.
   У нас существует еще одна замечательная программа – есть объединенная коллегия Москвы и Московской области, где встречаются Юрий Лужков и Борис Громов. На ней было принято решение по созданию центра ремесел между Москвой и Московской областью. И было дано поручение Московской палате ремесел разработать концепцию, а правительству Московской области - выделить землю под реализацию этого проекта. Более того, мы нашли хороших инвесторов. Но, к сожалению, область до сих пор не может найти земли для реализации этого проекта. И это очень печально, так как культурное наследие умирает. Поэтому нужно делать национальную программу. Я не говорю, что она должна быть на уровне программ здоровья, жилища или инновации. Но ведь есть же у нас программа по сельскому хозяйству. Почему бы не сделать подпрограмму по восстановлению национальной культуры? Испокон веков на Руси в деревнях сельским хозяйством занимались летом, осенью и весной. А зима – это время, когда люди занимались именно ремеслом: пели песни, шили одежду, делали посуду и так далее.
   В.: Есть ли в Москве учебные заведения, которые носят статус ремесленных?
   
О.: Конечно. В нашем городе 13 подобных учебных заведений. Проблема в том, что они обучают ребят, но совершенно не отслеживают, как те находят в жизни свой путь. Ведь талантливых учеников разбирают в тот же миг, еще со вторых и третьих курсов. А те, которым все дается не так легко, остаются не у дел. И это неправильно. Ими тоже нужно заниматься. В Москве есть государственное имущество: школы, детские сады, памятники и так далее, которые необходимо приводить каждый год в порядок. Вот этих бы ребят и подключить к делу. Получилась бы для них хорошая практика.
   В.: Каким вы хотели бы видеть московское ремесленничество в будущем?
   
О.: Нам интересна западная модель, в которой все люди входят в две палаты: торгово-промышленную – это крупный бизнес, и в ремесленную – средний и малый бизнес, – и где существует целая система поддержки ремесленников. Потому что на этих людей смотрят, как на самых дорогих, и всячески оказывают помощь. Захотели заниматься своим делом, вам сразу же безвозмездно оказывают финансовую поддержку. Тут есть и банк данных по нежилым помещениям. Если необходимо – вас отвезут на склад, где по демпинговым ценам можно получить сырье, оборудование и так далее. А если вы участвуете в программе, связанной с землей, то получаете дотации и беспроцентный кредит.
   У той же палаты есть свои рестораны, выставочные залы, конференц-залы, образовательные и офисные центры. У них есть бюджет, который формируется из обязательного членства. А у нас всего этого нет. Так что если в ближайшие несколько лет мы приблизимся хотя бы на пятьдесят процентов к Западу, я буду счастлив.