22.11.2008 На Чукотке работает колледж народного промысла Колледжу всего 5 лет, но работы выпускников уже успели пополнить коллекции и окружного центра "Наследие Чукотки" и экспозиции столичных музеев и частные коллекции по всей России. Ну, ломать, как говорится, не строить. Хотя, разумеется, есть примеры и иного рода. Кирилл Сергеев трудится над этой композицией уже несколько дней. Бережно, слой за слоем шлифует податливую кость. На эскизе работы - лишь две собачки на подставке. Просто, скажет непосвященный. Настоящий экспонат - оценит профессионал. Впрочем, сам Кирилл, возможно и не зная авторства, невзначай интерпретирует великого Микельанджело. Кирилл Сергеев, студент Чукотского национального колледжа искусств: - Главное - делать все по порядку. Сначала выбираем кости помягче, потом убираем лишнее. Отец Кирилла - известный резчик по кости. Поэтому вопрос о месте учебы после школы даже не поднимался. Главный центр косторезного искусства на Чукотке - далекий поселок Уэлен. Оттуда и большинство студентов-косторезов. Остальные нашли свое призвание уже в стенах колледжа. Ему всего 5 лет, но работы выпускников уже успели пополнить коллекции и окружного центра "Наследие Чукотки" и экспозиции столичных музеев и частные коллекции по всей России. Но это уже дело рук мастеров. Преподаватели категорически против "искусства на продажу" во время учебы. Татьяна Етевнева, преподаватель декоративно-прикладного искусства Чукотского национального колледжа: - Работы очень востребованы. Их просят, но мы не можем продавать, потому что это учебные работы. У нас не конвейер. Если мы начнем торговать, сломается учебный процесс. Ученые считают, что косторезному промыслу Чукотки более двух тысяч лет. В основе статуэток и целых композиций - сюжеты сказок и легенд чукчей и эскимосов, сцены из жизни северных народов. Изначально эти поделки служили лишь украшениями, талисманами или оберегами воинов и охотников. Новая жизнь косторезного промысла началась с приходом советской власти. Стало ли это благом для чукотского этноса - отдельная тема. Однако в результате появились на свет такие необычные творения, как, например, "Легенда о Ленине". В советское время среди чукчей и, правда, бытовало поверье, как в их далекий бедный край приехал великий Ленин и сделал их жизнь радостной и счастливой. Впрочем, история имела и современное продолжение, только героем народного эпоса стал уже недавний губернатор Чукотки Роман Абрамович. Он изображен на моржовом клыке длиной более полуметра в окружении строящихся домов и людей в магазинах, наполненных товарами. Копию работы заказала окружная администрация, оригинал побывал на многочисленных выставках в Москве. Однако резьба по кости - это еще не все искусство Чукотки. Мастера традиционных народных промыслов используют в своих изделиях самые разные материалы. От более менее привычных, вот, например, мех оленя, до самых экзотических - межпозвонковый диск кита. - Я разрабатываю строение скелета человека. Сначала скелет, потом мышечная масса, а потом на него мы уже надеваем одежду, чтобы все соответствовало параметрам. У мастеров это все на глаз уже - они профессионалы, а мы только учимся. Третьекурсница Ольга не скрывает, что заниматься азами уже несколько надоело. Но признает, что такое, казалось бы, топтание на месте - залог будущего успеха, а может быть и маленького шедевра. Они в классе - повсюду, сделанные руками выпускников, прошедших путем проб и досадных ошибок. - На рисунке может все фантастически получиться. Как начинаем, шить - все - ну не идет оно просто непросто. Меняем цвет кожи, и потом композицию заново переделывать просто приходится. Ну а, пожалуй, самый любимый материал мастериц колледжа - подшейный волос оленя. Им они расшивают все, что только попадается под руку: от кусочков кожи, до рубашек и сапожек. И своими руками превращают Анадырь, по сути, в музей под открытым небом. |