01.11.2008  «Ростовская финифть» отмечает девяностолетие

   
   Ростов Великий – всемирно известный центр миниатюрной росписи по эмали. Не одну сотню лет там сохраняют этот промысел. Поколения живописцев и ювелиров сменяют друг друга в мастерских, передавая секреты ремесла. Это искусство пришло на Русь из Византии и поэтому получило название «финифть» – от греческого «фингитис», что в переводе означает – «светлый, блестящий». В эти дни фабрика «Ростовская финифть» отмечает девяносто лет со дня своего основания. О том, как из огня рождается чудо, рассказывают «Новости культуры».
   Современные мастера бережно хранят традиции промысла, возникшего в XVIII веке, уникальность огненного письма, над которым время не властно. «Конечно, художники стремятся совершенствовать мастерство и обращают внимание на те образцы, которые были написаны в XVII – XVIII веках. К этому мы стараемся приблизиться в полном смысле слова», – говорит главный художник Виктор Поляков.
   В небольшом фабричном музее представлена история промысла. Работы разных поколений художников, произведения искусства как отражение российской истории в лицах и образах. Для сотрудников музея важно показать этапы развития производства, понять, как жили и работали «финифтяных дел мастера» двести пятьдесят лет назад. «Русская печь, березовые дрова в ней, которые дают наибольший жар, ведь для обжига финифти требуется температура от 800 до 1000 градусов», – поясняет экскурсовод Татьяна Бледных.
   Сохраняя «генетический код» промысла, местные финифтянщики постоянно находятся в творческом поиске. Работая над совершенствованием технологий, они создают высокохудожественные авторские изделия современных форм. «Изменилась и усовершенствовалась технология изготовления самих эмальерных пластинок. Значительно улучшилось качество красок, которые используем в живописи, которые имеют более мелкий помол, они очень красиво и тонко воспринимаются на эмали», – говорит Виктор Поляков.
   Однако недостаточно просто расписать эмальерную пластину. Законченный вид ей придает филигранная скань – обрамление из меди, серебра или мельхиора. Так что любое финифтяное произведение – это совместное творчество художника и ювелира, от кропотливой работы которого в немалой степени зависит результат труда. «Без терпения здесь не обойдешься, и главное, чтобы нравилась эта работа, чтобы по душе», – признается ювелир Ирина Сидоренко.
   Коллектив «Ростовской финифти» объединяет сегодня двести человек. Наряду с цветочной росписью, портретом и пейзажем, в последние годы активно развивается иконописная миниатюра и роспись предметов церковного обихода. Так, обретая утраченную когда-то возможность работать свободно, ростовские живописцы представляют все возможности искусства финифти.