15.09.2008  Урал — край кузнецов

   Тюмень, Ижевск, Соликамск, Нижний Тагил, Первоуральск, Ревда, Екатеринбург — на фестиваль «Мастера России: художественная ковка металла» съехались кузнецы со всей страны.
   В первый день фестиваля, организованного Уральским центром народных промыслов и ремёсел совместно с областным министерством культуры и Государственным архивом Свердловской области, состоялось открытие выставки художественного кованого металла «Кузнечных дел мастера» и презентация сборника «Кузнечное дело на Урале: история и современность».
   На выставке представлены более двухсот произведений кузнецов Урала и Сибири: Александра Лысякова, Константина Пастухова, Владимира Гладких, Александра Макарова, Игоря Поспелова, Александра Малышева и многих других. Умельцы из тюменской кузницы-студии «Железный человек» создали из металла яблоню, а екатеринбуржец Алексей Потоскуев — уникальную коллекцию детской игрушки. Показали свое великолепное мастерство, представив предметы из серии «Дон-Кихот», и екатеринбургские мастера из кузни Александра Лысякова. А Антон Елистратов из Первоуральска придумал кованую трубку-тамагавк.
   — Кузницы — это не место, где рекорды ставят, а обычная работа, — считает Александр Лысяков. — Человечество никак не желает расстаться с этим ремеслом. За 25 лет я ни разу не почувствовал, что моя профессия неинтересна: кто-то вспоминает, что кузнецом был дедушка, кто-то говорит: «Я бы хотел, чтобы сын здесь работал».
   На выставке можно познакомиться не только с работами современных мастеров. Часть экспонатов — уникальные предметы ручной ковки XVIII-XX веков из фондов Невьянского историко-архитектурного музея. Старинные гвозди, засовы, подковы, металлическая полоса (фрагмент Невьянской башни XVIII века). Кроме того, в Уральском центре народных промыслов и ремёсел можно увидеть документы из фондов Государственного архива Свердловской области, например, «Выписку из сведений о частных огнедействующих заведениях, состоящих в округе Екатеринбургских заводов…» на 1867 год.
   В рамках фестиваля состоялся и обмен опытом. Кузнецы съездили в Ревду, посетили студию художественной ковки Эдуарда Кремнева, познакомились с экспозицией «Демидов-центра». В третий, заключительный день фестиваля прошла обзорная экскурсия по Екатеринбургу, на которой рассказывалось об использовании художественного металла в архитектурном облике города. Мастера узнали, что кадры для нелегкого кузнечного дела куют, в частности, в Уральской государственной архитектурной академии, и побывали в Центре ручной художественной ковки при доме-музее Решетникова.
   — В наше время ручная художественная ковка возродилась, — считает директор Уральского центра народных промыслов и ремёсел Татьяна Михайлова. — Кузнечное дело с годами не только не стареет, но и становится востребованным, развивает какую-то новую изящную стилистику…