30.05.2008 Как сделать изготовление сувениров прибыльным делом Сувенирной отрасли на Кубани прочат светлое будущее — растет количество отдыхающих, впереди Олимпиада. Проблема для мастеров — сделать изготовление сувениров прибыльным делом. Пока многие художники и ремесленники считают, что искусство, которым они занимаются, несовместимо с бизнесом. Однако направление только начинает развиваться и, по словам некоторых участников рынка, может быть вполне рентабельным. За 216 лет существования Кубани традиция изготовления сувениров не сложилась, говорят историки и современные мастера. Воинские казачьи подразделения охраняли южные рубежи страны, защищали свои семьи, женщины работали в поле, поэтому исторически традиционные народные промыслы в крае не сформировались. Тем не менее основы кузнечного и гончарного дела, ткачества, лозоплетения, обработки дерева, вышивки передавались из поколения в поколение. "В советские годы массовая продукция заводов вытеснила изделия ремесленников. Основной упор делали на развитие сельского хозяйства, — говорит Елена Лысенко, директор ООО "Ателье" (кубанская керамика ручной работы). — До революции, к примеру, в крае было 176 частных гончарных мастерских, которые изготавливали утварь. Сейчас — около 20 разрозненных керамистов и гончаров, артелей нет". Художники и народные мастера, создатели "кубанского сувенира", работают по 10–20 лет. Василий Семихатский, начальник управления культурно–досуговой деятельности и кинематографии департамента культуры Краснодарского края, считает, что в масштабах России существующая сувенирная продукция Кубани еще не представляет художественной ценности: "Сувениры передают местный колорит, но они значимы только для Кубани. Всемирно известные бренды России — это хохлома, гжель, оренбургские платки". Сувениры на Кубани делают художники, имеющие профессиональное образование, народные мастера (создают сувениры в качестве увлечения, у них это не основной заработок) и ремесленники (не имеют профессионального образования, но занимаются изготовлением продукции на продажу). В Краснодаре сувениры на кубанскую тему продают более 10 магазинов, арт–салоны. "Сейчас направление развивается, спрос на кубанский сувенир растет. Каждый день есть покупатели: это и администрация (в подарок делегациям), и туристы города, — говорит Елена Бабешко, директор магазина ООО "Казачий дом". — Востребованы статуэтки казаков из гипса, глины, селенита, декоративные тарелки, панно, флаги, кинжалы, изображения кубанских достопримечательностей". Помимо сотрудничества с салонами и магазинами сувениры продают на выставках–продажах и ярмарках, но основной, ощутимый заработок мастерам приносят частные заказы крупных компаний и администрации. "Главное в работе — передать характер народа. Мы сотрудничаем с 40 авторами, имеющими художественное профессиональное образование, — рассказывает Наталья Костырина, арт–директор ООО "Галерея поддержки и развития изобразительного искусства "Арт–Союз". — "Кубанский сувенир" — это не производство. Этнографические куклы, медали с изображением достопримечательностей города и гербом Кубани, декоративные плетни, кувшины, тарелки с городскими пейзажами художников — все сделано руками. Иностранные гости города понимают ценность ручной работы, восхищаются. Поэтому тот, кто "хоронит" сувенир, делает это напрасно". С конца XIX в. в творчестве народных кубанских мастеров соединяются русские, украинские и кавказские традиции. "Развивается два направления: черноморский сувенир — об отдыхе на берегу моря (здесь и аргонавты, и золотое руно, и пляжи, и море) и сувенир, отражающий кубанский быт, жизнь казаков, традиционные ремесла, — рассказывает Елена Лысенко. — Можно сказать, это кубанский натурализм: изображают лошадей, стога сена, горшки, колеса, телеги, тыквы, то есть Кубань как благодатный край, житницу России, край казаков, моря и плодородных полей". Востребована керамика, сделанная по старинной технологии или под старину. "Керамикой занимаюсь более 12 лет, — говорит Елена Лысенко. — Хотим наладить выпуск утвари и предметов быта, которые были на Кубани: кувшины, глечики (для молока), макитры (для засолки капусты), жбаны (для засолки огурцов), крынки (для сливок, сметаны), винные кувшины и др. Традиционные изделия не имели орнаментов — на украшение времени не хватало. Основной упор делали на функциональность". За последние 3–4 года вырос спрос на изделия из натуральных материалов: глины, дерева, расписанные натуральными красками. Многие мастера считают, что сувенир, который часто покупают в подарок, должен быть броским, ярким. "Сувенир — это небольшая вещь, передающая настроение, дух района, — рассказывают мастера Ирина Костецкая и Владимир Безбородов. — Делаем игрушки аляповатые, яркие, без сдержанных тонов. Используем природные материалы: глину, косточки от персиков, желуди. Лепим более 100 видов сувениров: фигурки казаков, подковы, колокольчики с надписью "Кубань", популярностью пользуются декоративные плетни с подушками, перинами, горшками — визитная карточка дома. Изображаем виноградную лозу, подсолнухи". Создание сувениров мастера бизнесом пока не называют. Многие признают, что в торговле — дилетанты, и считают, что нельзя одновременно быть и художником, и бизнесменом. К тому же сувениры — товар штучный, производство не налажено. Для развития отрасли мастерам не хватает материальной базы, свои мастерские есть у единиц. Чтобы открыть мастерскую по производству глиняных горшков, в которой будут работать пять–шесть человек, необходимо около 2 млн руб. оборотных средств: это и печка, и формы (если заниматься литьем), и гончарный круг, и глина и др. Работники мастерской должны зарабатывать не менее 15–20 тыс. руб. в месяц. Иначе, считают мастера, останутся только одержимые. Глину кубанские изготовители сувениров либо копают сами (на территории края есть глиняные карьеры), либо закупают у заводов, производящих кирпич. В магазинах 1 кг глины стоит 30–50 руб. Цена небольшой банки глазури (1 кг), которой раскрашивают сувенир, — 1 тыс. руб. Надо также учесть расходы на электричество, бензин (глину или продукцию надо отвезти–привезти). Гончарный круг и печку для обжига многие делают сами — покупку пришлось бы окупать несколько месяцев, а то и год. За час один мастер может "выкрутить" около 40 маленьких декоративных горшков, то есть товара на 2 тыс. руб. (один горшок стоит около 50 руб.). Правда, этот товар надо еще успешно обжечь и продать. "За вечер можно использовать около 5 кг глины: на один колокольчик уходит около 300 г. Рисунки, орнамент наносятся вручную, поэтому каждый сувенир отличается от другого, — рассказывают Ирина Костецкая и Владимир Безбородов. — Сезон продаж сувениров — июнь, август. В мае и июле покупателей меньше. В феврале, марте обычно берут мелочевку". По их словам, развивать сувенирное направление без поддержки трудно. Реклама на телевидении, радио стоит дорого, свой сувенирный магазин не окупится, в коммерческих выставках участвовать не всем по карману — место стоит около 2 тыс. руб. за 1 м2. Эзотерическиеи сувенирные магазины покупают товар на оптовых складах. На реализацию сувенирным лоткам на побережье кубанские мастера товар отдавать не спешат: считают, что продавцы в первую очередь будут продвигать свой товар, в который вложены деньги, а на их сделают большую наценку. Кроме того, по словам Елены Лысенко, в отличие от китайских производителей упаковка сувениров кубанских мастеров "хромает", часто не продумана. А для туристов важно, чтобы покупка была транспортабельна. Мастера и владельцы магазинов считают, что у кубанского сувенира будущее есть. По официальным данным, в край ежегодно приезжает более 10 млн отдыхающих. "Растить" цены на сувениры для солидного заработка не требуется, для обеспечения прибыльности достаточно с каждого приезжего взять по одному рублю. "Кубанским мастерам стоит готовиться к Олимпиаде, — считает Василий Семихатский. — Если сувениры сделают действительно кубанскими, отражающими наш колорит, можно будет очень неплохо заработать. Не торговать же опять матрешками и хохломой". |