22.10.2007  Сыктывкару нечего предложить гостям и туристам в качестве сувениров

   
   Не имея своего «раскрученного» символа, Сыктывкар тиражирует в подарочной и сувенирной продукции изображения архитектурных памятников, герб, собственное название, а также образы, характеризующие всю республику. Рынок сувениров города характеризуется значительным превышением спроса над предложением.
   По оценкам некоторых экспертов в области сувенирной продукции, доля изделий, сделанных руками местных мастеров, в общем объеме товаров составляет от 10 до 30 процентов. Большая часть сувениров произведена за пределами республики, начиная от Кирова, Владимира, Вологды, Москвы, Томска и заканчивая Китаем, Индией, Ираном. «В республике есть всего одно предприятие, специализирующееся на производстве сувениров, — в Инте, поэтому приходится работать напрямую с мастерами народно-художественных промыслов», — рассказала директор одного из магазинов Сыктывкара Ольга Попова. Поэтому ассортимент сувениров остается достаточно скудным и однотипным. В Сыктывкаре купить «память» о городе и республике можно лишь в нескольких торговых точках, правда, и здесь могут возникнуть проблемы: главный универмаг столицы Коми готов предложить туристам, гостям и приезжающим лишь десяток различных подарков. Неудивительно, что часто можно услышать от участников российских и международных конференций, симпозиумов и встреч такие слова: «К сожалению, ничего не нашел —только картину местной художницы. Большинство сувениров —из Уральских городов и Москвы. Правда, были изделия из оленьего меха, но эта больше Инта, а мне бы хотелось купить что-то, что олицетворяет Сыктывкар».
   У Сыктывкара есть свой символ —медведь. Его изображение было на старом гербе, есть и на обновленной официальной эмблеме города. Уверенно об этом заявила заместитель директора сыктывкарского детского дома № 3 Людмила Козулина. Воспитанники детдома работают в школьной компании «Мед Олас» и создают сувениры. Однако большинство опрошенных продавцов сувенирных лавок наотрез отказывались проводить параллели между медведем и Сыктывкаром. Именно медведя как символ города стоить «продвигать», уверена О.Попова. Тем не менее в сувенирах он встречается редко — обычно на сшитых из замши или нанесенных на шариковые ручки и пивные кружки гербах, глиняных статуэтках, реже медведь вырезан из дерева или вышит на коврах и поясах. Сыктывкар также массово тиражируется на значках, открытках, шкатулках, магнитах и декоративных тарелках. Помимо герба основным изображением на них становятся фотографии достопримечательностей и архитектурные — в том числе и современные, — изыски строителей. «Набор открыток с видами Сыктывкара, фотоальбомы и книги совершенно не интересуют покупателей, в лучшем случае продадим один набор в полгода», — рассказала продавец книжного магазина Надежда. Видимо, поэтому республиканская типография стала больше работать по индивидуальным заказам на сувениры и лишь частично наполнять сувенирный рынок печатной продукцией. Остальные типографии города, как выяснилось, совсем не занимаются выпуском этой продукции.
   Сыктывкарские сувенирные магазины, чтобы расширить предложение, продают азиатские поделки, семеновскую хохлому, гжель, русские матрешки, самоцветы и камни. Впрочем, и местные мастера очень часто черпают вдохновение в традиционных промыслах: сделанные в Сыктывкаре и других городах республики ложки, доски, шкатулки из дерева и бересты по виду ничем не отличаются от таких же поделок из Москвы и Иркутска. Местный колорит сувенирам придает только использование в резьбе, вышивании и вязании национальных мотивов, уходящих корнями в пермский звериный стиль. Работы местных авторов отличаются не только качеством, оригинальностью, но и ценой. В стороне стоят сувениры, изготовленные с использованием меха оленя, которые в массе представлены в магазинах. Так, кулоны, обереги, подвески, «лохматики» стоят от 50 до 100 рублей, куклы северянки, зыряночки, охотника, шамана, Перы-богатыря, оленя —от 180 до 1700 рублей в зависимости от размера. Ижемские тапки обойдутся коллекционеру сувениров от 1700 до 3 тысяч рублей за пару. В магазинах можно встретить и необычные сувениры: в одном из них даже продавалось чучело белки с шишкой за 2, 1 тысячи рублей.
   Посильную помощь торговцам в продвижении местных сувениров оказывает глава Коми Владимир Торлопов. По словам О.Поповой, именно он первым стал активно рекламировать республику и ее мастеров, презентуя приезжающим утицы из капа —именно из них пили народное пиво древние коми. Через сувениры культуру и историю Коми края изучают в Норвегии, Финляндии, Венгрии, куда ездили начинающие мастера из «Мед Олас» : по словам Л.Козулиной, поделки раскупаются в этих странах с неимоверной скоростью.