10.05.2006 ПФО: рынок сувенирной продукции - свободная ниша для малого и среднего бизнеса Спрос на сувенирную продукцию неуклонно растет, но выбор художественных изделий в городах Поволжья по-прежнему беден. Сейчас у малого и среднего бизнеса есть хорошая возможность занять пока еще свободные ниши. По словам краеведов, когда-то на саратовской земле вырабатывалось все — от гребенок до парадных выездных экипажей. К началу ХХ века губерния занимала в Поволжье ведущее место по кустарному производству. Здесь трудилось более 60 тыс. ремесленников, сообщает журнал "Эксперт-Волга". В советское время промыслы не забросили, однако успехи в декоративно-прикладном творчестве были уже куда скромнее. В начале 1990−х годов эта сфера и вовсе пришла в упадок. А вместе с ее «закатом» в областном центре закрылись магазины «Искусство», салоны «Народный умелец», отделы продаж фабрики «Вышивка». Турист, мечтающий приобрести легендарную, воспетую знаменитой русской певицей Лидией Руслановой саратовскую гармонику, скорее всего уедет с пустыми руками. Лет 20 — 30 назад на местном предприятии по производству звонких инструментов с уникальными колокольчиками выпускали сотни изделий в месяц. Прежняя областная власть еще какое-то время презентовала гармоники гостям губернии. У нынешнего правительства, видимо, другие художественные вкусы: в качестве представительских подарков оно предпочитает вручать хрустальные изделия саратовских мастеров-стеклодувов. Выпуск гармоник, одного из главных сувениров саратовской области, практически прекращен. А единственному оставшемуся мастеру уникального творчества некому передать свои профессиональные секреты. Лучшими нижегородскими сувенирами остаются изделия народного творчества, самые известные из которых хохлома и, конечно, матрешка. В советское время 80% продукции фабрики «Хохломская роспись» (г. Семенов) уходило на экспорт. Деревянные ковши и панно с традиционной росписью «травкой» или «кудриной» служили официальным сувениром. Сегодня «Хохломская роспись», пожалуй, самое успешное предприятие российских народных промыслов. Объем продаж в последние годы растет — может, и не слишком внушительно, но стабильно. Фабрика сумела приспособиться к рыночным требованиям, наладив выпуск новых сувениров, выполненных по канонам ремесла. На «Хохломской росписи» сегодня готовы выполнять любой заказ: от рамы для домашнего портрета до расписного самовара или пудовой гири. Пока на такие заказы в общем объеме производства приходится меньше 10%, однако на фабрике рассчитывают на рост этого сегмента, тем более что уже есть опыт изготовления «штучных» корпоративных подарков (их стоимость — от 2,5 тыс. до 150 тыс. рублей). В 2004 году семеновское предприятие заключило договор с «Рособоронэкспортом» на изготовление масштабных моделей танков, пушек, самолетов с хохломской росписью, которые можно презентовать зарубежным заказчикам российской военной продукции. Если хохлома и матрешки давно уже за рубежом воспринимаются как русские национальные символы, то о татарском золотом шитье, резьбе по дереву, кожаной мозаике, ювелирных изделиях даже в России до недавнего времени мало кто знал. В 2005 году в Татарстане был принят республиканский закон, регулирующий отношения самих творцов, местной власти и бизнеса, который готов к инвестициям в прикладное искусство. Комплекс социальных мер позволил вернуть к творчеству отошедших от дел старых мастеров. В последние годы работы многих народных умельцев из Татарстана экспонировались в Лиссабоне, Париже, Флоренции. Примечательно, что не только в экономически развитом регионе, но и в отдельно взятом районном городке сувенирный бизнес может не только выживать, но и давать еще ощутимые поступления в казну. В Городце, который не первый год активно развивается как туристический центр, сумели сохранить не менее известную, чем хохлома, роспись по дереву и такой эксклюзив, как золотое шитье. Больше того, буквально вернули из небытия почти исчезнувший, но когда-то широко известный гончарный промысел. Сегодня туристы везут из Городца расписные кухонные доски и хлебницы (по 100 рублей за штуку), изделия гончаров, роскошные вышитые шали (от 7 до 20 тыс. рублей). Сундуки, вазы раскупаются за 5 — 7 тыс. рублей, а цена казаковской филиграни «зашкаливает» за 15 тыс. В малом Городце художественные промыслы находятся под покровительством местной власти и развиваются на благо самих творцов и всего города. В Саратове, напротив, и мастера-единоличники, и владельцы небольших фирм, выжив в одиночку и чуть финансово окрепнув, стремятся побыстрее закрепиться в других регионах. Одна такая компания под руководством Валентины Джафаровой, отправляет в регионы кукол-«домовых», сделанных из сосновых опилок, мешковины, льна и джута. Сама Валентина — мастер лаковых миниатюр, чьи авторские работы можно встретить в домах Германии, США, — начала свой кукольный бизнес несколько лет назад. Уже вскоре со своими «домовыми» она отправилась в Самару, а потом и в другие города. Сейчас Джафарова — успешная глава фирмы, чья веселая продукция пользуется устойчивым спросом, обеспечивает работой и зарплатой более двух десятков женщин. Однако сама саратовская предпринимательница не уверена в стабильности и перспективах своего дела на ближайшие годы. Не так давно здесь свернул свой бизнес известный далеко за пределами региона арт-предприниматель Андрей Челобанов. 15 лет назад он арендовал у одного завода 50 кв. м площади. Вскоре в компании работало уже около сотни человек, а авторскую керамику «от Челобанова» можно встретить и в простой саратовской квартире, и в коллекциях знаменитых людей. В центре Москвы и в Сеуле Андрей недавно открыл свои арт-галереи, а в Саратове закрыл. Теми же проблемами озабочены специалисты и любители народного прикладного творчества и в Нижегородской области. На фоне успешной хохломы и городецкого прорыва некоторые ремесла все же «умирают»: черная керамика села Казаринова затухает, выксунское чугунное литье нуждается в новых — чисто сувенирных формах. Правда, представители здешнего художественного круга (искусствоведы, культурологи, сами авторы) винят в этом не власти. Их удручает отсутствие арт-дилеров и менеджеров, которые целенаправленно занимались бы продвижением жбанниковских глиняных свистулек, полх-майданских игрушек, федосеевских баляс (топорных игрушек). В Нижнем Новгороде испытывают нужду не в масштабных проектах, а в «мелочах», которые раньше продавались в любом киоске, — значках, открытках местной тематики. В городе есть и художественное училище, и факультет дизайна в вузе, где студенты могли бы выполнить эскизы значков. Но пока эта вполне жизнеспособная (если посмотреть на европейские города) и востребованная ветвь современного прикладного искусства, увы, остается неинтересной ни творцам, ни деловым людям. В целом же сфера традиционных художественных промыслов и производства современных сувениров способна сделать большое и нужное дело — объединить вокруг себя самые разные общественные пласты: самих мастеров, представителей бизнеса и коммерции, властные структуры. Как и всякая массовая культура, эта сфера сочетает в себе элементы чисто рыночной выгоды и демократичного исполнения. Не так уж много сфер, которые были бы столь широко востребованы. Понять это — значит, получить в свои руки «вечный двигатель» малого бизнеса. |