09.12.2004  В России бизнес-сувениры уже выделились в самостоятельную отрасль

   Сувенирная продукция относится к сегменту так называемых имиджевых услуг и является частью рекламного рынка, занимая, по разным оценкам, около 10% от его объема. В современной России "сувенирка" уже выделилась в самостоятельную отрасль, этим видом бизнеса заняты тысячи компаний, различных по своей специализации, а также по размеру и структуре производства.
   Рынок сувенирной продукции характеризуется высоким уровнем конкуренции как среди производителей, так и среди поставщиков. Все дело в том, что сувениры уже давно стали признанными и неотъемлемыми атрибутами бизнеса. Деловые люди привыкли презентовать друг другу мелкие безделушки "для любого случая", используя их в качестве ненавязчивой рекламы. Ни одна выставка не обходится без промо-продукции, предназначенной и для случайных прохожих, и для потенциальных клиентов - "чтобы знали". В большинстве случаев, разумеется, товары подобного рода разнообразием и оригинальностью не блещут, тем не менее определенный эффект запоминания присутствует.
   Сувенирный рынок имеет свои отличительные черты. В частности, особенность отрасли заключается в том, что конкретный товар до конкретного покупателя, как правило, доходит по достаточно длинной цепочке: от производителя к сувенирному агентству, минуя рекламное, которому конечный потребитель зачастую и формулирует свой заказ. Редкие компании берут на себя смелость совмещать все указанные компоненты в одной фирме, руководствуясь стремлением избежать лишних издержек. Обычно большинство сувенирных компаний из года в год формируют собственные коллекции как на основе опыта, приобретенного благодаря участию в разнообразных выставках, так и в русле собственного видения последних тенденций. Коллекционные каталоги помогают клиентам не потеряться в огромном ассортименте предлагаемого товара. Знаком качества, в частности, является особое отношение к клиенту, когда вам не просто предлагают оценить ассортимент сувенирной фирмы, но и, действуя скорее по принципу креативного бюро, стремятся понять и воплотить конкретные желания потенциального покупателя.
   Следует также отметить тот факт, что большинство сувенирных компаний стараются не связываться с многопрофильными торговыми сетями, опасаясь чрезмерной массовости здешней продукции. Ведь одной из особенностей современного бизнес-сувенира, его аутентичного качества является не растиражированность, а именно уникальность. Более того, профильные тематические выставки часто проводятся в закрытом режиме и к стендам допускаются лишь аккредитованные участники, каковыми в России, в частности, являются фирмы - члены Русской ассоциации поставщиков и производителей сувениров (РАППС).
   Имеет смысл упомянуть и о собственно рекламных агентствах, особенно учитывая тот факт, что в России рынок сувенирной продукции в настоящее время, по сути, остается лишь сегментом рынка рекламного. Рекламные агентства также имеют свой собственный каталог сувенирной продукции, сформированный из предложений целого ряда поставщиков. Зачастую услуг рекламного агентства при подборе сувениров бывает достаточно. Для занятого бизнесмена идеальным вариантом часто становится рекламная фирма полного цикла, способная предложить клиенту весь спектр промо-услуг. Однако в таком случае покупатель не застрахован от неприятных инцидентов: так, может оказаться, что аналогичные сувениры, но, к примеру, с другим тиснением, разложены в офисах его прямых конкурентов. В данном случае эффект запоминания нивелируется практически до нулевой отметки.