30.07.2004 Санкт-Петербург: Очарование кружева Елагиноостровский дворец-музей русского декоративно-прикладного искусства и интерьера XVIII - начала XX в.в. представляет 30 июля в 16 часов в залах Конюшенного корпуса выставку "Кружево" (вологодское кружево творческого объединения "Вологодские скатерти" и историческое плетеное кружево из частной коллекции Елены Старостиной). В современном мире дешевой массовой продукции, имитаций и фальсификаций, где понятие о красоте народного искусства стало размытым фактором, отошедшим на задний план и не рождающим ровным счетом никаких эмоций, Homo sapiens, человек разумный, ищет исходные точки для формирования собственной эстетики. Канонические законы пропорции, цвета и фактуры находит он у ведущих мировых дизайнеров, в эксклюзивных вещах. А те, в свою очередь, нередко черпают вдохновение, соприкасаясь с лучшими образцами народного творчества. Елагиноостровский дворец-музей решил представить петербургской публике один из таких источников чистой красоты - плетеные кружева, самые, пожалуй, изысканные образцы которых представлены в Вологодской области. Настоящее вологодское кружево, если присмотреться - это воплощение самого воздуха, который в строгой структуре расположился между искусно сплетенных нитей. Ажурные работы (скатерти, занавески, покрывала, белье, салфетки, подушки, платья, палантины, кардиганы, воротнички и многое другое) мастериц творческого объединения "Вологодские скатерти" почти два месяца будут украшать стены, окна, витрины и специально подобранную историческую мебель из собрания Елагиноостровского дворца-музея. Творческое объединение "Вологодские скатерти" было основано в 1991 году, когда промысел переживал трудное время. Так была сохранена преемственность поколений мастеров кружевоплетения. На сегодняшний день здесь работает 40 мастериц, которые уже создали свой собственный стиль. Впрочем, в работе мастерских "Вологодских скатертей" отталкиваются именно от классических традиций, начинающихся с XVII века, когда кружево пришло из Европы в Россию. Историческое плетеное кружево из итальянской коллекции Елены Старостиной включает в себя удивительные образцы кружев и ажурных предметов - как прошлого, так и позапрошлого веков. По некоторым данным, кружевное творчество зародилось в Италии в XIII веке. Тогда еще не существовало условных обозначений, узоры держали в памяти, а рисунки вывязывали на узких образцах. В Западной Европе образцы одалживали соседкам, а те в знак благодарности должны были довязать какой-нибудь новый рисунок. Некоторые исследователи считают, что изысканное плетеное кружево на коклюшках было невозможно без применения тонких металлических булавок, которые стали широко употребляться лишь с середины XVI века. Таким образом, история появления кружев может начинаться со второй половины XVI века, тогда же кружево появляется на портретах европейской знати, и даже сохранился сколок (рисунок узора) на пергаменте 1577 года. Кружево всегда считалось типичной принадлежностью людей высшего класса. Это было связано, отчасти, со сложной и долгой техникой его производства, отчасти с материалами, использующимися для плетения. В 1565 году агенты английско-русской торговой компании получают запрос, "стоит ли посылать в Россию… серебряное кружево"? В описи платья Бориса Годунова 1589 года числится ферезь, на ней "круживо плетено в золоте, да в серебре", а в опись платья Ивана Грозного 1590-1591 годов внесены "ферези, кружево немецкое, золото, зубцы". Памятуя о том, что на Руси словом "немецкое" обозначалось все иностранное, можно констатировать, что кружево появилось в конце XVI века, и оно было привозным. Впрочем, уже достаточно скоро для нужд царского двора была сформирована мастерская кружевниц, в 1625 году в ее состав входило 10 женщин. В XVII веке кружевницы занимались производством исключительно металлического кружева, которое использовалось в дворцовом и церковном обиходе, в быту бояр, дворян и купечества Московского государства. Широко распространенное в Западной Европе льняное кружево среди господствующих классов в это время почти не встречалось: даже белье отделывалось металлическим… Впрочем, в конце 1660-х годов царь Алексей Михайлович поручил своему резиденту закупить для него "кружев, в каких ходит шпанский король, и французский, и цесарь". Скорее всего, речь здесь шла о льняном кружеве... |